ПРОГУЛКА ПО НИКИТСКОЙ

Вечером 27 сентября по телеканалу «Моя планета» показывали передачу о Большой Никитской улице. Вела передачу Екатерина Федотова (надеюсь, не ошибся).

Спасибо создателям – получил огромное удовольствие!

Должен подчеркнуть, что я смотрел чуточку не с начала, а потому не уловил, почему авторы обратили внимание на одни объекты, и проигнорировали другие. Впрочем, это, пожалуй, и не столь важно. В конце концов, в исторической части Москвы что ни шаг, то здание или памятник, о котором можно рассказывать и рассказывать. А телевидение при всех своих плюсах, имеет такой ограничитель, как время, так что всего не покажешь при всём желании.

Авторы – молодцы, потому что сумели в отведённое им время показать много интересного, рассказать много познавательного, и всё – динамично, живо, с выдумкой. Конечно, «случайные» встречи в залах музеев выглядели наивно, ну да ладно, всё равно эта искусственность затмилась познавательностью.

Да и сама ведущая с миссией справилась блестяще.

Короче говоря, посмотрев передачу, и я решил написать об этой улице и о тех объектах, о которых рассказала или которые игнорировала Екатерина, несколько слов.

Это там, на Никитской. Обратите внимание, на какую часть тела спутницы положил руку мотоциклист

Я попал на данную передачу в момент, когда ведущая рассказывала о Кисловских переулках. Название это пришло к нам со стародавних времён. Дело в том, что здесь делали кислядь – то есть соления для царского двора.

В мае 1606 года в Москве произошло восстание против Лжедмитрия. В целом переворот произошёл быстро и без значительных военных столкновений. И единственное место в столице, где шли серьёзные бои между сторонникам и противниками Лжедмитрия, это как раз Никитская улица на участке от центра до Никитских ворот. Сторонники Василия Шуйского взяли верх, да и устремились дальше. А на улице остались лежать трупы убитых поляков. Хотя в тот май на Москву пришло сильное похолодание, а только трупы, лежащие у стен «цехов» по производству продуктов питания – не дело. И тогда за уборку тел взялись вместе с монашками Никитского монастыря работники кислядьных палат (или клетей – как тогда назывались такие помещения?). Вывозили их, скорее всего, в «амбар для убогих телес» (т.е. морг для неопознанных покойников), который располагался возле Успенской церкви, что на Могильцах. Сейчас эта церковь стоит какая-то запущенная… К слову, Никитский монастырь основал Никита Романов, отец будущего патриарха Филарета и дед будущего царя Михаила – здесь располагалась его усадьба.

Далее я делаю вставку из своей книги «Кривоустовы», которая относится к 1602 году.

«Кривоустов беспрепятственно миновал ворота и направился вниз по Никитской улице. Миновал Никольский монастырь, известный тем, что полувеком ранее здесь гостила икона Святого Николая Великорецкого. 29 июня 1555 года, на Петра и Павла она крестным ходом прибыла в Москву аж из самого города Хлынова. В Москве чудотворную икону встречали самолично царь Иоанн Грозный с боярством и митрополит Макарий с духовенством. Образ выставили в храме Введения Пресвятой Богородицы, а в 1557 году вновь отпустили в родной Хлынов, в город, в котором икона чудесным образом явилась людям и пребывала уже две сотни лет. С тех пор эта московская церковь в народе именуется Святого Николая Чудотворца, что в Хлынове. Хотя сам-то этот город ох как далече от Москвы, на реке Вятке стоит (почему со временем и сам город Хлынов будет именоваться Вяткой)!..»

Ну и это там же

На Никитской располагается также церковь Дмитрия Солунского. Я читал, что в Старой Москве она была известна вот чем. Известно, что в старину женихов и невест выбирали родители, а не сами молодые. Нередко случалось, что они, молодые, и не видели друг друга до свадьбы. А посмотреть-то хочется!.. Вот и повадились женихи и невесты, реальные и потенциальные, ездить в Дмитровский храм на службу – себя показать и на невест (женихов) поглядеть. Наверное, в столице имелись и другие такие церкви, но я вот читал про эту.

Моя сестра Владлена с племянником Александром у ротонды

Хорошо ведущая рассказала про беседку, в которой стоят Пушкин с Натальей Николаевной. Они венчались в храме, который стоит за их спинами. Екатерина намекнула, что есть какие-то анекдоты про этот памятник, но я таких не знаю; наверное, неприличные, коль только намекнула.

К слову, о памятниках.

Рядом, собственно на бульваре, стоит памятник Тимирязеву. На мой взгляд, на редкость неудачное изваяние. Я бы сказал, на редкость никакое. Только голубями обгаженное. Чуть дальше стоит памятник Есенину, так тем ведь любоваться хочется (хотя и тут голуби постарались)…

Вопрос не по теме, в общем-то… Есть же, наверное, какие-то наработки из мирового опыта, чтобы птицы не портили вид памятников?..

Дальше ведущая повернула к Музею искусства народов Востока. Это один из моих любимых музеев Москвы. Девушка много чего рассказала, и спасибо ей, и пересказывать её рассказы не стану. Хотя поведала она кое-что, о чём я понятия не имел, хотя бывал в музее не раз.

А вот о чём хочу сказать, о чём ведущая не рассказала. Именно в этом музее висит самая замечательная картина Николая Рериха – по моей лично-субъективной оценке, понятно. Это «Гуру». Сколько смотрю на неё, не перестаю восхищаться – как же художник сумел ТЕМИ ещё красками передать дымку вокруг мудреца. Великое произведение! Чем-то веет от этой картины, мощью разума, что ли… Нет, неточное это выражение. Именно вселенской мудростью, что ли…

Впрочем, восприятие искусства – слишком индивидуально.

…Посетила Екатерина ещё несколько точек в том районе, и пересказывать не буду.

А потом последовал явно проплатной сюжет, т.н. «джинса». Я против ничего не имею – в конце концов, это неотъемлемая часть современной журналистики.

В общем, попали мы в кафе «Кв. 44». Так и называется. Вход в него из какой-то подворотни… Музыка мне там понравилась – именно такая, как я люблю: негромкая, без всёзаглушающего рёва и молотящих по мозгам ударных, блюзовая такая…

В общем, хорошая передача, мне понравилась.  И вот решил поделиться тем, что вспомнил об этой улице.