Мысли вслух

ИНВАЛИДЫ – ЛАКМУСОВАЯ БУМАЖКА ОБЩЕСТВА

Николай СТАРОДЫМОВ

Если бы вдруг, уж невесть по какой причине, кому-то вздумалось просмотреть хотя бы бегло публикации, подготовленные автором этих строк за последнее десятилетие, этот неведомый имел бы полное право сказать: «Да что ж он всё об одном и том же талдычит! Как будто нет других, более интересных тем!..».

А ведь и в самом деле – есть же интересные сюжеты для активного обсуждения в СМИ и в первую очередь в Интернете! Курят ли хоккеисты (гуляют ли по девочкам футболисты) перед решающими матчами… Сексуальная ориентация прошлогоднего победителя «Евровидения»… Какая-то теле-«звезда» обзавелась новым любовником (или делит с бывшим мужем имущество – не принципиально)… Вот это по-настоящему интересно! А этот – всё о своих инвалидах печётся!.. У самого руки-ноги есть – ну так и бери от жизни всё, наслаждайся жизнью. Что же касается инвалидов, кому надо – пусть у того голова и болит!..

C подобным отношением к проблеме инвалидов приходится сталкиваться постоянно. Народ попросту старается не обращать внимания на них. Ну а государство посредством своего рупора – СМИ – активно отвлекает внимание обывателя  на другие, более актуальные, темы (см. выше). На протяжение почти десяти лет работал я в журнале «Боевое братство», продолжаю состоять в организации с тем же названием – и постоянно убеждался в том, насколько потребности инвалидов войны выпадают из сферы внимания заполонившего наше информационное пространство «гламура» и «глянца».

Бездумие, бездушие, бессердечие – вот подлинные бичи нашего общества.

Вполне допускаю, что подставляюсь под гневные нападки многих людей, которые сочтут слова, приведённые ниже, кощунственными. Но право же, задеть кого-то не входит в мои намерения. Разве что душу разбередить…

Инвалидов у нас в стране сейчас более 13 миллионов. В 1995 году к этой категории наших сограждан относилось свыше шести миллионов. Таким образом, за полтора десятилетия их численно стало в два раза больше, а в процентном отношении, в связи с демографическим «русским крестом» – ещё больше. Каждый одиннадцатый!.. Жутковатая статистика.

Человек, на котором стоит клеймо «инвалид», по-настоящему нуждается в заботе общества – это аксиома. Прежде всего потому, что он обречён на страдания физические! Он ущемлён во всём! Инвалид не может прожить на выделяемую ему государством пенсию, в то же время ему трудно устроиться на работу, особенно в нынешние кризисные времена, ему труднее завести семью… Ну а если он ограничен в возможности передвигаться – тут и вовсе беда!

И в помощи нашей нуждается каждый, каждый без исключения человек, по своим физическим данным не могущий быть причисленным к людям здоровым.

Однако есть необходимость оговориться вот по какому вопросу.

Есть инвалиды от рождения – где-то произошёл сбой в генетической программе, нарушилась замысловато закрученная спираль ДНК… Есть люди, ставшие инвалидами в результате травмы – производственной, бытовой, аварии… Кто-то оказался в этом качестве по болезни… Да мало ли какие ещё причины бывают! В них, в этих случаях, виновна природа, либо некие факторы из ряда случайных (криминальные – случай особый, и они большой роли в общей статистике не играют). Даже если кто стал инвалидом по собственной неосторожности, в сочувствии нашем нуждаются не меньшем – уж ему за свою оплошку приходится расхлёбываться всю жизнь.

И только инвалиды войны, боевых действий должны занимать особую строку в этом печальном списке. Потому что они утратили здоровье, выполняя приказ государства. Соответственно, и заботу о них государство должно проявлять особую. Казалось бы это – очевидность!

Должно… Проявляет ли?..

Вот два факта.

Есть в Москве Дом Чешира. Мне об этом учреждении писать доводилось неоднократно, однако на всякий случай повторюсь. В годы Второй мировой войны английский лётчик Леонард Чешир был сбит и получил ранение. Провалявшись на больничных койках, он понял, что инвалид не должен лежать в госпитале даже в отдельной, не говоря уже об общей палате. Это попросту несправедливо! Человек, потерявший здоровье, защищая Отечество, имеет право жить в нормальных, привычных домашних условиях, получая при этом квалифицированную медицинскую и адаптативную заботу. И ветеран начал строить небольшие, так сказать, дома призрения для инвалидов войны. Особенностью их являлось то, что каждый этот дом является по сути своей не госпиталем, а именно домом, в котором у каждого обитателя имелась отдельная квартирка, в которой он может проживать с семьёй. То есть психологически он ощущает себя полноценным гражданином своей страны, а не госпитальным пациентом. При этом дом оборудован всем необходимым для жизни именно инвалида – здесь двери, возможность передвигаться, санузлы приспособлены для «колясочников», здесь столовая, здесь медперсонал… Проживать здесь могут семей 10–20, не больше. Английский ветеран (ему за подвижничество королева присвоила титул лорда) под свою задумку создал специальный фонд, на котором уже собралось немало пожертвований. И дома Чешира начали возводиться по всему миру. Сегодня их уже более шести сотен, более двухсот из которых расположены в самой же Англии.

Так вот, Дом Чешира имеется и в Москве. Единственный на всю Россию. Его построили на английские деньги и передали Москве, оговорив ряд условий, благодаря которым этот комплекс остаётся во владении именно инвалидов войн в Афганистане и в других «горячих точках». Это прекрасный уютный комплекс с лужайкой, и со всей инфраструктурой для комфортного проживания людей. О том, какая борьба шла и идёт за столь лакомый кусочек на Западе Москвы, можно писать много. И сколько усилий прилагает его директор Юрий Науман, чтобы защитить интересы своих подопечных – тоже можно писать детективный роман.

Но речь сейчас о другом. У Московского Дома Чешира нет денег. Он нигде не стоит на балансе, ему средств никто не даёт. Юрий Иванович уже на протяжение длительного времени обивает пороги различных учреждений и высоких начальников и взывает к совести… В прошлом году организовал по этому вопросу даже пресс-конференцию, на которую пригласил несколько депутатов Госдумы – и депутаты дружно на неё не явились.

Тогда отставной генерал Науман обратился с письмом к Президенту России. Юрий Иванович просил не для себя. Он просил для единственного (!) в стране дома, специально построенного для инвалидов войны, немного денег – не чтобы жировать, а чтобы кормить подопечных. Всего-то на содержание двух десятков инвалидов!.. В ответе, который получил Юрий Иванович, сказано, что у государства денег на эти цели нет, и что поддерживать Дом должны благотворительные организации.

Но позвольте, братцы: а разве общественные организации отправляли этих ребят воевать и терять здоровье?.. Вопрос, понятно, риторический.

Второй факт.

Имеется в Подмосковье Центр восстановительной терапии им. Михаила Лиходея, более известный как санаторий «Русь». Это опять же единственное в стране учреждение, ориентированное на медицинскую реабилитацию инвалидов войн. Находится ЦВТ в ведении Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане (ОООИВА), лидером которой много лет является Андрей Чепурной.

На рубеже 70-80-х годов минувшего века этот санаторий возводился для сотрудников Аппарата ЦК КПСС. Соответственно, и место для него выбрано замечательное, и проект прекрасный, и качество строительства – соответствующее.

Так уж распорядилась ее величество Судьба, что в 1978-1980 годах я служил в военно-строительном отряде, который возводил этот санаторий. Нам тогда как-то показали свободные карандашные рисунки проектировщиков, на которых изображались интерьеры будущего санатория – и не верилось, что мы строим такую красоту!

Абсолютное большинство военных строителей являлось уроженцами среднеазиатских республик. В моей роте, например, в основном служили ребята из Киргизии, из Ошской области. И вот им, людям, которые в руках до того не держали в руках мастерка, пришлось возводить стены элитного санатория. Потом приезжал представитель заказчика – и участки стен, качество которых его не удовлетворяло, разбивали, и возводились заново.

Так что санаторий под ЦВТ достался прекрасный.

Прекрасный-то прекрасный, но только ведь его содержание требует немалых средств. Это ж целый комплекс – жилой корпус, лечебный, спортивный, включая бассейн и сауну, «развлекаловка»… Соответственно, тут трудятся медицинские работники, повара и официанты, горничные и представители администрации, охрана и водители, слесари и котельщики… Санаторий потребляет воду, электроэнергию, топливо, продукты…

И за всё это надо платить! А из какого кошелька?..

Вполне естественно, что сам инвалид оплатить своё пребывание в «Руси», за незначительным исключением, не в состоянии. Сумма немаленькая – ориентировочно тысяча долларов за путёвку. Существовало бы Министерство по делам ветеранов, организацией отдыха и лечения инвалидов занималось бы оно. Ан нет – не создано у нас такого министерства. Государство считает, что заботой о военных инвалидах должны заниматься общественные организации (см. выше).

Андрей Чепурной приложил немалые усилия, чтобы добиться для санатория государственной финансовой поддержки. Добиться-то добился, да только теперь в списке людей, которых обслуживает санаторий, инвалиды войн оказались оттеснёнными на пятое место! Вполне закономерно – ибо поговорка «кто девочку ужинает, тот её и танцует» актуальная всегда и всюду.

Между тем, санаторий в год может принять примерно 5,5 тысяч человек. Однако, как уже сказано, это не значит, что ежегодно здесь поправляет здоровье именно это число людей, потерявших здоровье на поле брани. Значительное число мест квотируется государством для других категорий наших сограждан, а также отводится для организации коммерческого отдыха. К тому же сами инвалиды часто приезжают сюда либо со своими близкими, либо с сопровождающими лицами – инвалиды всё же, нуждаются в помощи и уходе… Ну а теперь – задачка для ученика второго класса. Число военных инвалидов у нас в стране точно неизвестно, но по приблизительным данным оно составляет примерно 100 тысяч человек.  В год санаторий «Русь» может принять приблизительно две тысячи военных инвалидов. Вопрос: сколько лет потребуется, чтобы в ЦВТ смог отдохнуть каждый инвалид?.. Между тем, многие из них нуждаются в том, чтобы приезжать сюда ежегодно!..

В ветеранской среде много ходит разговоров о том, что места в «Руси» продаются… Но как же может быть иначе? Ведь должен же санаторий зарабатывать! И никуда от этого не деться. Санаторий вынужден заниматься коммерческой деятельностью, чтобы добывать средства для выполнения своей прямой функции.

Таким образом, складывается следующая картина. Государство выделяет некоторые средства на содержание санатория. Некоторые средства поступают от сторонних людей и организаций, которые организуют здесь отдых на коммерческих условиях. Кто-то из ветеранов и инвалидов в состоянии оплатить своё здесь пребывание, либо же пребывание родственников или сопровождающих… И за счёт этих средств обеспечивается отдых и лечение основной и наиболее нуждающейся группы пациентов Центра.

Имеется тут и ещё одна проблема. (Вернее, конечно, проблем тут – превеликое множество, просто хочется затронуть именно данную). При таком положении дел, ни о какой социальной справедливости в распределении путёвок не может идти и речи. О распрях, которые раздирают ветеранское движение в целом, говорено немало. И в этих условиях руководство ОООИВА в первую очередь обеспечивает возможностью отдохнуть в санатории членам своей организации. Вполне понятно, что остальные ветераны, не попавшие в этот круг избранных, таким положением дел возмущены.

Но будем реалистами, посмотрим на вещи непредвзято. Давайте заглянем к себе в душу и признаемся себе. А кто из нас поступил бы иначе? Если есть сто равноправных претендентов на два места – каждый из нас отдаст эти две путёвки людям, которые являются членами одной с тобой организации. И этот упрёк следует адресовать отнюдь не Чепурному – в конце концов, ЦВТ относится к его структуре, и ему решать, кого «Русь» должна обслуживать в первую очередь. Закон он не нарушает, ну а морально перед своими соратниками по организации он более ответствен, чем перед остальным человечеством.

Так что этот упрёк – всё к тому же государству. Государству, которое не заботится в должной степени о своих согражданах, потерявших здоровье на войне. Потому что таких санаториев должно быть много, да по всей стране, да на полном государственном содержании… Вот тогда можно будет говорить и о справедливости.

…Ежегодно в санатории «Русь» ОООИВА проводит научно-практическую конференцию, на которой обсуждаются проблемы военных инвалидов, пути и перспективы их разрешения. Прошла такая и в нынешнем году. На ней Андрей Геннадьевич и произнёс фразу, вынесенную в заголовок:

- Отношение к инвалидам – это лакмусовая бумажка общества.

Это несомненно, правильно. Равно как и отношение к детям, к пенсионерам в целом… К людям, короче, которые в силу объективных причин ограниченны в своих возможностях к самореализации. Что там говорить – напряжёнка у нас в государстве с этим.

А потому и приходится постоянно звонить в колокол СМИ, стараясь привлечь внимание власть (и деньги) имущих в проблемам наших обездоленных сограждан. Звонить, зная, что они, эти имущие, его слышать не хотят.