ЕЛАБУГА

МУЗЕЙ УЕЗДНОЙ МЕДИЦИНЫ

Я уже писал, что посещение Елабуги стало для меня местом открытия новых имён.

И ещё. Я с откровенной насмешкой писал о сверхбдительности смотрительниц музея в Чебоксарах, вылавливавших среди посетителей незаконно фотографирующих.

В Музее, о котором пойдёт речь сейчас, отношение к визитёрам совершенно иное.

Итак, в Елабуге действует Музей земской медицины. Если Городище следовало посетить хотя бы ради красот, открывавшихся с высоты холма, то данный Музей наполняет душу посетителя глубочайшим уважением к докторам, которые служили людям в далёком XIX веке.

Наша экскурсовод

Знаете, друзья мои, отныне, если кто когда спросит меня, а каким должен быть музей, я обязательно отошлю вопрошавшего к тому, о котором идёт речь.

Прежде всего, он располагается в доме именно той эпохи, которой и посвящён. Здесь персонал облачён в костюмы медицинских работников как раз показываемой эпохи. В коридорчике перед кабинетом врача устроена небольшая очередь «болящих» – манекены в соответствующих костюмах. Кабинет также устроен по образу, так сказать, и подобию. Медицинские инструменты и приспособления, карта уезда и справочники, даже ярлычки на пузырьках с предписаниями врача – всё или подлинное, или очень похоже сделано под подлинное.

И ещё что характерно. Возле очереди «пациентов» стоит специальный стульчик – для любого, кто пожелает сфотографироваться в этой занимательной компании. Сотрудники Музея ещё и ракурс более удачный подскажут для снимка.

Ну а что касается новых имён…

Конечно же, я слыхал такое имя: Владимир Бехтерев. Конечно же, я знал, что это выдающийся психиатр и физиолог… Но это, пожалуй, и всё, что я знал.

А оказывается, Владимир Михайлович был не просто учёный – это был выдающийся учёный-подвижник, который внёс просто неоценимый вклад в мировую психиатрическую науку!

Недавно по телевидению показывали замечательный сериал по произведениям Куприна. И там проскочил эпизод, как лечили психическое здоровье пациента, который попал в лечебницу для  душевнобольных по недоразумению, и как залечили его до смерти. Тот эпизод я вспомнил, когда с огромным интересом слушал рассказ экскурсовода о жизни и деятельности Владимира Бехтерева. Нет сомнения, что у этого учёного такого казуса случиться не могло бы.

Снимаю шляпу перед памятью великого нашего учёного Владимира Бехтерева!

Слова благодарности и восхищения медицинским работникам, которые в те времена трудились во имя здоровья простых людей!