О ПАТРИОТИЗМЕ

Этот вопрос занимает в книге немаловажное место. На что человек способен ради Родины?.. И вообще: что есть Родина? И что есть родина?

Например, автор подмечает, что с упадком царства снижается и уровень нравственности его граждан. Какая тут связь, что в этой связке первично?.. Государство хиреет потому что его граждане слабеют душой, или же человек падает духом, чувствуя, что живёт в слабеющей державе?.. «И настало время торжества торгашей». Ну не про нас ли писал Экзюпери восемь десятилетий назад?..

Между тем, «башня, город и царство подобны дереву. Они – живые, ибо рождает их человек». И далее: «Человек носит в себе свой город, он хранит его в своём сердце, как дерево – семечко». То есть точка зрения автора понятна: крепость царства зависит от человека!

Если сегодня отовсюду в адрес государства несётся только «Дай!», то что ж удивительного, что в ответ всё отчётливее слышится треск опор, которые уже не выдерживают возрастающей нагрузки?..

Не так давно наш руководитель Правительства с удивлением  озвучил факт, который не в состоянии понять законопослушный представитель другой страны. А именно: у нас 17 миллионов человек неизвестно чем занимаются. Если вспомнить, что работающего населения у нас в стране миллионов 50, то получается, что треть трудоспособного люда занимается обеспечением только себя самих, ничего не отдавая вскормившему их государству! Добавьте к этому поток средств, которые истекают из страны в оффшоры и прочие заморские убежища для ворованного…

Вот знаете, мне как-то понятнее и даже ближе нынче полчища гастарбайтеров, которые вывозят из России миллиарды, подкармливая экономики своих стран. Они – большие патриоты своей страны, чем наши чиновники и бизнесмены, которые позволяют таким образом расхищать нашу экономику!

Но это – только экономика! А понятие патриотизма вмещает в себя столько компонентов!..

Например, обращает внимание автор на то, что если вельможи начинают борьбу за власть, они больше не строят царство, а куда больше озабочены собственно борьбой. Сент-Экзюпери не делает вывода о том, что участники такой внутренней борьбы ради корысти могут пойти на сговор с врагом, хотя, похоже, это он тоже имел в виду. Быть может, Антуан воздержался от подобного обвинения в условиях политической обстановки той поры?.. Или предоставил возможность читателю самостоятельно сделать данный  вывод?

Впрочем, чего уж тут говорить о той поре! Что, разве не ту же эпидемию всеобщего предательства ради власти наблюдали мы у себя на Родине на рубеже 80-90-х?.. Или нынче в Киеве ситуация кардинально иная?..

Власть, власть… Это такой дурман, перед ароматом которого в состоянии устоять далеко не каждый!