ВОСПОМИНАНИЯ О ШКОЛЕ

в связи с 110-летием кончины Антона Чехова

Короткие рассказы Антона Чехова… Правда же, чудо как хороши?..

В моём представлении два самых ярких представителя именно такой формы литературных произведений – это Чехов и О’Генри. Это ж надо уметь: коротко, чётко, ясно, с глубинным смыслом, и неподражаемым тонким юмором создать целое полотно!..

Но о О’Генри – как-то в другой раз. Сейчас – об Антоне нашем Павловиче.

1 июля исполняется 110 лет со дня, когда его не стало на нашем свете.

Помню в родной моей школе №7 города Житомира… Того самого Житомира, в котором на днях юные националисты разгромили представительство российского банка…

Начну с другого бока. Я учился в Житомире в те благословенные времена, когда мы не делились по национальностям, когда в кошмарном сне не могли представить, что будет твориться на благословенной украинской земле.

Так вот, в нашей школе русскую словесность преподавал замечательный педагог Исай Иосифович Кацман. И с его подачи как-то поставили мы спектакль.

Блистать на сцене, пусть и школьной, нам понравилось. Ну а кому не довелось блеснуть в том спектакле, взревновали. И вот решили мы организовать театральный кружок и поставить несколько спектаклей.

Ну а что может быть привлекательнее для постановки, чем чеховские короткие рассказы?.. Компактно, ёмко, с юмором… Блеск!

И мы поставили несколько коротких постановок. «Толстый и тонкий», «Хирургия», «Лошадиная фамилия»…

Тонким был, разумеется, я. А сына моего Нафанаила играл Костя Кочура из параллельного класса – он был на голову выше меня, и потому зал ухахатывался, когда я его представлял: это мой сын, учится в шестом классе.

И пациентом у стоматолога был тоже я. Пенопластовый зуб, который предстояло выдернуть, я сначала держал за щекой, и Яша Шпайзмахер должен был щипцами, которые мы выпросили в медицинском кабинете у мамы нашего соученика Володи Шерешевского, вытащить обманку. Однако потом решили, что лучше этот псевдо-зуб Яша будет держать в кармане и в нужный момент вставит в щипцы.

А к придумыванию лошадиной фамилии мы подключили весь зал, и наши зрители чего только ни выкрикивали из зала: что-то типа Черезсельников-Перебросько, насколько мне не изменяет склероз…

Весело было. Жаль, фотографий не сохранилось ни одной.

Я знаю, что биография и вообще судьба Антона Чехова богатая и разнообразная. И читал потом я его произведения помимо коротких рассказов… И всё же ассоциация у меня срабатывает при его упоминании именно эта. Как мы в школе №7 города Житомира ставили спектакли по его произведениям.