Опубликовано по просьбе Анны Гранатовой в редакции автора

Навстречу международному женскому дню- дорогу крылатому эросу!

Призрак бродит по Европе- признак феминизма

Эмансипация и феминизм, мифы и реальность.

Теория стакана воды и другие легенды об А.Коллонтай.

Эмансипация и феминизм. Правильно ли мы понимаем эти термины? Можно ли женщину называть “эмансипированной”, соблюдая энциклопедический смысл понятия? Чем феминизм отличается от женского движения и почему “феминистка” Александра Коллонтай активно боролась с феминизмом и призывала русских женщин отказаться от этого термина?

Имя Коллонтай окружено легендами, самой известной из которых является, пожалуй, “теория стакана воды”, якобы вступить в сексуальную связь так же легко, как и выпить стакан воды. Но ни в дневниках самой Коллонтай ни в воспоминаниях современников о ней мы не находим ничего подобного. зато мы знаем что Полномочный Посол Союза в Мексике и в Швеции увлекалась художественной прозой. Теоретик и практик свободной любви, автор эссе “Дорогу крылатому Эросу” и эссе “Три возраста женщины” пыталась ответить на вопрос, при каких условиях возможно ли подлинное уважение между мужчиной и женщиной, или же только взаимодействие по типу “хозяин-раб”?  Почему А.Коллонтай была поклонницей Августа Бебеля и написала предисловие к его книге “женщина и социализм”.

Что связывало Александру Коллонтай и Павла Дыбенко в “свободном браке” и почему они разошлись? Александра Коллонтай – первая в мире женщина – дипломат, почему она взялась за перо и стала писательницей? Первая дипломатическая миссия – Норвегия и первая книга: повесть “Василиса Малыгина”, что Александра Коллонтай хотела сказать этой книгой читателю?

На эти и другие вопросы в программе “Пространство жизни” отвечают филолог и радиоведущая Ольга Москаленко и литературовед,  писательница  Анна Гранатова

Эфир состоялся 05 марта 2014г в преддверии международного женского дня 8 марта.

Запись с прямого эфира

http://yadi.sk/d/wk3vU6MyK3gZs

http://yadi.sk/d/3bAH1yMuKJE4T

В радио программе вы также узнаете такую любопытную информацию

1. Почему писатель Лев Толстой не любил работающих женщин

Л.Толстой писал обращаясь к публицисту и философу Николаю Страхову- “Всякая несемейная женщина не хотящая распутничать телом и душою не будет искать работы и кафедры а пойдет помогать родительницам. Призвание женщины – рождение воспитание и кормление детей. И философ Жюль Мишле прекрасно говорил что есть мужчина а есть всего лишь женщина”.

2. В чем русские защитники прав женщин видели подлинную свободу женщины?

Экономист и публицист  Мария Вернадская:

“Мадам! Перестаньте быть детьми! Встаньте на свои собственные ноги!  Начните жить своим умом – работать, своими руками, учитесь, думайте, трудитесь как мужчины! И вы будете независимы или по крайней мере в меньшей степени зависимы от их деспотизма, а главное- перестаньте стыдиться за свою работу. Любой добросовестный труд полезен для общества. Так перестаньте же презирать труд, – только в труде истинная свобода и подлинный аристократизм женщины!”

3. “Кто придумал слово феминизм” и какую роль в этом сыграла книга Джона Милля “Подчинение женщины”.

Очерк Джона Стюарта Милля “Подчинение женщины” – одна из самых скандальных работ XIX века в Англии. В письме к философу – позитивисту Огюсту Конту Джони  Милль называет женщин “домашними рабынями”., подчеркивая что  женщины тратят свои силы и способности “не на достижение счастья в своей жизни, а исключительно на услужение и удовлетворение  другого пола.  Именно поэтому так много несчастных женщин- они проживают чужую жизнь”.

Самое парадоксальное – в том, что в достаточно “цивилизованной” (как принято сегодня говорить, в Англии, действовали законы делающие женщину еще более бесправной,  чем в мусульманском обществе. Ссылаясь на библейскую истину о том что “в браке муж и жена- одна плоть” то и для закона “муж и жена единая личность” и эта личность, т.е. это физическое лицо всегда представлял муж.

Когда в 1867 году Джон Милль объявил что   женщинам нужен закон, который бы их защитил от жестокого обращения мужа. и услышал возражения, он заметил “мне хотелось бы чтобы Палате предоставили отчет о количестве женщин которых ежегодно забивают насмерть свои мужья. Рядом с этими данными – хотелось бы увидеть приговоры, – и еще в третьем столбце было бы неплохо  прописать сколько имущества  своих жен мужья себе присвоили. Но и это еще не все. Путем простой арифметики можно будет исходя из этих данных посчитать, в какую сумму сегодня мужские суды оценивают жизнь, а точнее убийство женщины”.

В 1857 году в Англии принимается закон о разводе- впервые оказывается возможным избежать невыносимых условий жизни в доме и мужского деспотизма. Но мужчины осуждают этот закон. Джон Милль пишет что “сопротивление многих мужчин освобождению женщин заключается не только в их нежелании отказаться от своих экономических привилегий в семье, но и в психологическом страхе жить бок о бок с равным человеком”.

Брак в Англии является по словам Милля “узаконенным деспотизмом”. И “ограничение возможностей женщин в законе необходимо лишь для того чтобы сохранить их подчиненное положение в семейной жизни, и потому что большинство мужчин все еще не могут смириться с мыслью о сосуществовании с равным им существом“.

4. Почему теоретик идеальных “семьи и брака” и лауреат Нобелевской премии британец Бертран Рассел осуждал известную формулу “мой дом моя крепость”?

Б. Рассел известен как философ и логик, как публицист и математик. В 1929 году он издает книгу “Брак и мораль” на основе лекций прочитанных в Америке с 1924 по 1929 годы. Свое жизненное кредо Б. Рассел выражает языком математической логики  и в 1912 году публикует книгу “Проблемы философии” где есть такие строки.

Жизнь человека живущего инстинктивно, замкнута в кругу его частных интересов, сюда относятся семья и друзья. В этой жизни много лихорадочного и мелочного беспокойства. Но внешний мир остается посторонним,  если только этот мир сам не начнет вторгаться и мешать инстинктивным желаниям. Этот частный мир инстинктивных ценностей – очень маленький. И огромный и всесильный мир рано или поздно его должен превратить в руины.  Если мы не распространим наши интересы на весь окружающий мир, мы будем пребывать в состоянии осажденной крепости, зная что враг не позволит покинуть крепости и что капитуляция неизбежна. В такой жизни нет покоя, а только постоянная борьба между импульсивными желаниями и полным бездействием воли. Чтобы сделать нашу жизнь свободной мы должны покончить и с этой тюрьмой и с этой борьбой”.

5. Как Август Бебель предлагал бороться за права женщин в своей монографии “Женщина и социализм” ( 1879) и почему он видел в этом вопросе большую и революционную политику?

Август Бебель писал

“Женская половина рода человеческого страдает под двойным  гнетом – с одной стороны ее угнетает социальная зависимость от мужской половины человеческого рода, – эта  зависимость правда смягчается и ослабляется при помощи внешнего формального уравнения женщин в правах с мужчинами – но окончательно она этим не устраняется. С другой стороны – от экономической эксплуатации и зависимости, в которой находится каждая женщина вообще, женщина рабочего класса в особенности”.

Август Бебель писал “Не может быть полного освобождения человечества без установления социальной независимости и равноправия полов во всех  отношения. Он вскрывал лицемерие и ханжество современной морали и показал своей книгой что в таком обществе брак и проституция лишь две стороны одной медали”. (…) “В женском вопросе как и в социальном вопросе вообще где главную роль играет правящая партия, есть желающие оставить все по старому, и они-то и указывают женщине на ее “природное предназначение. Они не видят, что миллионы женщин не в состоянии следовать навязанной им роли хозяйки родительницы и воспитательницы. Они не видят что  другие миллионы превратились в рабынь и брак превратился для них в рабство где они влачат свою жизнь в вечной нужде и зависимости от мужчины, собственного супруга. ”

“Миллионы женщин должны выжимать из себя все соки только бы обеспечить себе существование. И перед этим фактом закрывают глаза и затыкают уши, утешая себя тем, что так было и будет всегда. И если им говорят, что для физической и духовной независимости необходима женщине и независимость экономическая, что только тогда она не будет зависеть от благоволения и милости другого пола, – тогда они уже окончательно теряют терпение и гнев их разгорается и следует поток резких жалоб современное “сумасшедствие” женщин и на “дурацкие” эмансипаторские стремления. Это все – филистеры мужского и женского пола, которых невозможно вытащить из узкого круга их предрассудков. Это сычи появляющиеся повсюду где господствует тьма. И которые в ужасе вскрикивают, как только луч солнца и луч правды падает в приятную им темноту.

Но есть и другие – видящие, что женщина никогда еще не находилась в таком неудовлетворительном положении как ныне, и эта часть людей требует чтобы женщине были открыты те области труда которые соответствуют ее силам и способностям. Ведь женщина такой же человек как и мужчина. Женский пол страдает от двойной зависимости- от мужчин  и от экономической зависимости. Но если первую зависимость можно разрешить законодательно, уравняв женщину во всех гражданских правах с мужчинами, то со второй, экономической, дело обстоит сложнее. Это вопрос уже социального и экономического строя и потому книга названа “Женщина и социализм”. Нужно  уничтожить все преграды ставящие одного человека в зависимость от другого, только когда эксплуатация человека человеком будет устранена и запрещена- женщина обретет подлинную свободу.

Обыкновенно женщина лишь в случае самой тяжелой неверности мужа и оскорблений решается на развод. Она зависима от него материально и вынуждена смотреть на брак как на богадельню”. Поэтому женщина если она хочет быть свободной обязана работать.

Нет освобождения человечества без социальной независимости и равноправного положения полов. Лишь вместе мужчина и женщина составляют полного и цельного человека, один пол дополняет другой имея в своей основе единство”.

***