ПОДКОПАЕВСКИЙ переулок

(Для энциклопедического справочника «Дорога к храму»)

(Приведён изначальный текст, который я подготовил для справочника, и который впоследствии был доработан редакторами)

Подкопаевский переулок расположен между Хохловским и Подколокольным переулками. Протяжённость его всего 300 метров. Его название связано с названием церкви Николая Чудотворца в Подкопаях. Вообще к названиям этих переулков в исторической ретроспективе нужно относиться осторожно, так как, в частности, Подколокольный и Подкопаевский переулки в прежние времена составляли один переулок, который назывался Подкопаевским или Никольским.

Никольским или Подкопаевским переулок назывался по расположенной здесь церкви Николая Чудотворца в Подкопае или в Подкопаеве. Он расположен в месте, где переулок Подкопаевский отделяется от Подколокольного. Историю этот храм имеет долгую, непростую, сродни легендарной птице Феникс – сгорал, погибал, но всякий раз возрождался. Именно здесь нашёл приют Великий князь Иван III в июле 1493 года, когда в результате страшного пожара выгорела не только Москва, но и весь Кремль, в том числе великокняжеский дворец. Археологические раскопки датируют строительство каменной церкви серединой XVI века. В 1686 году при этом храме было организовано кладбище. Затем храм несколько раз перестраивался. Во время нашествия Наполеона церковь сильно пострадала в пожаре и была упразднена. Возобновили храм уже во второй половине XIX века.  В 1929 году церковь вновь закрыта, в 1991-м возвращена верующим. Сегодня здесь действует Воскресная православная школа. Главный престол храма освящён в честь Казанской иконы Божьей Матери, приделы – в честь Преподобного Сергия Радонежского и Николая Чудотворца.

Откуда взялась уточнение-приставка «в Подкопаях», также доподлинно неизвестно. Версий несколько. Наиболее популярная гласит, что некогда воры, чтобы добраться до церковных сокровищ, подрыли подкоп под стеной, вытащили культовую утварь, однако при этом одного из татей завалило в злодейской норе. Правда, имеется и более благообразный вариант данной легенды. Якобы Св. Николай сам разрешил некому обанкротившемуся купцу украсть через подкоп его икону и продать драгоценный оклад, так как торговец был благочестив, однако ему просто потребовались средства. Поправив своё материальное положение, купец вернул образ храму в более драгоценном окладе… Согласимся, что легенда более чем сомнительна: и святой Николай не станет человека толкать на грех, и благочестивый верующий таким «разрешением» не воспользуется. Есть и более прозаичная версия: тут, на берегу речушки Рачки, гончары некогда копали глину.

Имеется и вовсе уж экзотическая версия, что в дохристианские времена рядом находилось языческое святилище, и название местности произошло не от слова «копать», а от слова «капище».  Надо признать, что версия имеет свою логику. Дело в том, что Подкопаевский переулок находится на склоне Ивановской горки – одного легендарных «семи холмов», на которых издревле стоит Москва. В этом районе находится немало замечательных объектов, которые позволили энтузиастам выступить с инициативой создания охранной зоны «Достопримечательное место Ивановская горка, Кулишки, Хитровка».

Источники:

Кондратьев И.К. Седая старина Москвы: Исторический обзор и полный указатель её достопримечательностей. – М. Воениздат, 1996. – 527 с.

Церковная археология Москвы: Храмы и приходы Ивановской горки и Кулишек / Под общ. ред. А.Л.Баталова. М., 2007. (35 а.л. )