ДОНСКИЕ площадь, улица, проезды

(Для энциклопедического справочника «Дорога к храму»)

(Приведён изначальный текст, который я подготовил для справочника, и который впоследствии был доработан редакторами)

Название дано по располагавшемуся здесь Донскому мужскому монастырю. Его в 1592 году основал царь Фёдор Иоаннович.

На протяжение веков одним из страшнейших врагов Московского царства было Крымское ханство, войско которого совершало регулярные опустошительные набеги на Русь. Очередной такой набег в 1591 году совершил хан Казы-Гирей.

Московский царь Фёдор воевать не умел и не любил, не чувствовал в себе дарований полководца и отдавал себе в этом отчёт. В этих условиях ему оставалось уповать только на заступничество Пресвятой Богородицы. Он страстно молился о спасении Москвы, и в день битвы, утомлённый молитвой, уснул, заверив присутствовавших: «Не бойтесь, поганых завтра не будет».

Между тем, русская рать, во главе которой стояли воеводы Борис Годунов и Фёдор Мстиславский, выступила против ордынцев. Сражение началось 4 июля и отличалось большим напряжением. Однако к ночи Казы-Гирею стало известно, что к московским полкам на подмогу спешат войска из Великого Новгорода и других северных городов. Известие было ложным, однако хан в него поверил и на следующий день неожиданно для русских снялся со своим войском и спешно бежал, бросив даже свой обоз. Фёдор Иоаннович счёл, что это чудо стало результатом заступничества Божьей Матери, образу которой он страстно молился. Легенда гласит, что он велел поставить монастырь именно на том месте, где во время сражения находилась икона, и назвал его Донской Богородицкий.

Согласно исторической легенде, икону, спасшую Москву от нашествия крымчаков,  в 1380 году принесли донские казаки, пришедшие на помощь великому князю московскому Дмитрию Ивановичу накануне Куликовской битвы. Образ прикрепили к древку, подобно хоругви, и он оставался в рядах русских ратников на протяжение всего сражения. После битвы казаки подарили икону великому князю. С тех пор, в память о битве, она именуется Донскою. Потому именно с данным образом был организован крестный ход с молением о защите Москвы от басурман в июле 1591 года.

Современные исследователи считают, что автором иконы является Феофан Грек, однако написана она через несколько лет после Куликовской битвы, по всей видимости, в память о павших воинах. Если по поводу авторства единства нет, то в том, что на Куликовом поле её быть не могло, сходятся все. Однако традиционно считается, что Донская Богоматерь помогает православному воинству. Этому образу молился царь Иван Грозный перед Казанским походом, и она сопровождала царя в том победном походе. Он сопровождал воеводу Василия Голицына в его Крымском походе. С её заступничеством связывают взятие Азова в 1696 году.

Ансамбль Донского монастыря очень красив. В основном он сложился в XVIII веке.

С конца того же XVIII века на Донском поле, между улицами Серпуховской и Шаболовской, стали проводить конные бега на санях с русской упряжью – эту традицию завёл граф Алексей Орлов-Чесменский.

После Октября 1917 года монастырь был закрыт. Возвращён церкви в 1991 году.

Источники:

Славянский мир. Энциклопедический словарь. – М. Центрполиграф, 2001

Русское государство. Большая энциклопедия русского народа. – М. Православное издательство «Энциклопедия русской цивилизации», 2002

Рюриковичи. Исторический словарь (автор-составитель – Д.В. Донской). – М. Русская панорама, 2008

Седая старина Москвы: Исторический обзор и полный указатель её достопримечательностей. – М. Воениздат, 1996.

Душа Москвы (автор-составитель – Васильева Л.Н.) – М. РООССА, 2008

Российский великокняжеский и царский дом – М., «ОЛМА-ПРЕСС», 2005

Пыляев М.И. Старая Москва. Рассказы из былой жизни первопрестольной столицы. – СПб: «Паритет», 2005