К 25-летию ОКОНЧАНИЯ АФГАНСКОЙ ВОЙНЫ

21 ноября 2013 года в Круглом зале «Президент-отеля», что на Якиманке, состоялось расширенное заседание Комитета по координации совместной деятельности ветеранских объединений.

Основным вопросом заседания была подготовка к мероприятиям, посвящённым 25-летию вывода Советских войск из Афганистана. С докладом по данному вопросу выступил председатель Комитета Борис Громов.

В результате обсуждения доклада было принято соответствующее Решение. В нём, в частности, предусматривается открытие мемориального комплекса на Поклонной горе в память о погибших воинах-интернационалистах (14 февраля 2014 года), марш ветеранов по Тверской и торжественный вечер в Государственной кремлёвском дворце (15-го).

Принято также Обращение к руководителям и членам общественных объединений ветеранов Российской Федерации, стран СНГ и Балтии в связи с подготовкой и проведением мероприятий, посвящённых 25-летию вывода Советских войск из Афганистана.

В работе заседания приняли участие Руслан Аушев, Дмитрий Саблин, Франц Клинцевич, Александр Каньшин, генерал армии Виктор Ермаков, Сергей Князев и многие другие известные люди. Да и вообще, в зале собралось очень много людей, широко известных в ветеранских кругах. Бросалось в глаза отсутствие Андрея Чепурного.

На заседании выступили: Виктор Ермаков, Геннадий Шорохов, Михаил Моисеев, Вячеслав Сивко, Александр Каньшин, Галина Магонова, Татьяна Рубан, Константин Пуликовский, Руслан Аушев, Юрий Высоцкий, Валерий Ярко и другие.

В ходе выступление прозвучали следующие мнения, предложения и суждения.

Информация о том, какую работу проводит Министерство обороны России по подготовке к 25-летию вывода войск из Афганистана.

Предложение о том, чтобы провести совещание с представителями СМИ. И вообще, звучали предложения о том, чтобы со СМИ сотрудничать активнее.

Говорили о проблемах, которые имеются в рассматриваемом вопросе с руководством некоторых бывших «братских» республик.

Говорили о том, что информацию об Афганской войне следует включить в учебники истории Отечества, однако следует хорошо продумать соответствующую формулировку.

Кстати, там прозвучала реплика, что, мол, тогда придётся рассказывать в учебниках и других войнах и вооружённых конфликтах на территории других стран и континентов, в которых принимали участие наши воинские формирования. А я не вижу в этом ничего зазорного. Можно подумать, мы там только и занимались тем, что кого-то мордовали!.. Что плохого мы сделали в Корее, Вьетнаме или Анголе?.. Вопрос состоит не в том, о ЧЁМ рассказывать в учебнике, а КАК это делать! А именно объективно – без перекосов в ту или иную сторону.

Поднимался на заседании и вопрос о том, чтобы на торжества в Москву пригласить вдов Героев Советского Союза…

Вот этот вопрос меня всегда царапал. И я понимаю, что далеко не все меня поддерживают в этом вопросе. И всё же…

Человек совершил подвиг. Его отметили Звездой Героя, честь и хвала ему, и слава ему прижизненная и вечная память посмертная! Среди моих друзей и близких знакомых несколько человек награждены этим высшим знаком доблести, и я отношусь к каждому из них с глубочайшим уважением.

Но почему должна быть посмертная градация между семьями ушедших в мир иной?.. Вдова Героя получает пенсию значительно более высокую, чем такая же вдова, муж которой имел награды статусом пониже – пусть пять орденов Мужества или одну медаль «За отвагу»… Да пусть даже и вовсе не отмеченный наградой – о крайнем несовершенстве нашей наградной системы я уже не раз писал. Так почему же вдова, которая в силу заслуг покойного мужа и без того лучше живёт, ещё должна иметь льготы в участии в торжественных мероприятиях?.. Вы скажете: именно в память о заслугах мужа! Отвечу: в память о заслугах мужа она уже имеет привилегии.

Моя точка зрения совпадает с позицией, которую высказала на заседании Татьяна Рубан. На торжества следует пригласить вдов, которые наиболее активно участвуют в ветеранском движении, которые проводят работу по поддержанию семей павших. А уж был ли покойный Героем или рядовым тружеником войны – не имеет значения.

Впрочем, распределять билеты, к счастью, не мне. В бытность свою в Организации «Боевое братство» я не раз становился свидетелем того, какие вокруг этих квитков разворачивались баталии. Сколько ветеранов приходило и, напирая на свои заслуги и регалии, требовали билетов и билетов. И тем большее удивление затем вызывало количество незанятых мест в Кремлёвском дворце, а также то, что приходит значительно больше внуков и правнучек, чем собственно ветеранов. О справедливости распределения пригласительных говорится ежегодно, и в этот раз говорилось тоже. А что получится?.. Поглядим!

Поднимался вопрос и о том, что следует каким-то образом решить вопрос, чтобы в Москву приехали представители ветеранских организаций из ныне «независимых» стран бывшего СССР.

На заседании вновь поднимался вопрос о необходимости создания министерства или государственного комитета по делам ветеранов. Сколько помню себя в ветеранском движении, столько поднимается этот вопрос. Однако власти на такой шаг не идут. В силу своего пессимизма, думаю, что и не пойдут. Даже лет десять назад, когда ветеранское движение страны было сильнее, чем сегодня, этот вопрос продавить не смогли. А уж сейчас-то!..

Вспомнили на заседании и о том, что в будущем году исполняется двадцать лет начала Первой Чеченской кампании – этого позорища Новой России. (Слово «позорище» ни в малейшей степени не относится к Солдату – исполнителю государевой воли, какие бы погоны он ни носил; это слово к властям). А ведь это ещё один пласт проблем, причём, пласт вовсе уж непаханой целины!

Говорили и о необходимости упорядочения всего блока законов, относящихся к ветеранам, инвалидам, членам их семей… Действительно, такая разнополосица получается!..

И вот ведь что характерно! В высших законодательных органах страны обосновалось немало наших товарищей, которые пробились к кормилу власти при активной поддержке ветеранов. Так почему же из раза в раз поднимаются одни и те же вопросы о несовершенстве законов, о бездействии льгот, о том, что надо что-то исправлять?..

И ещё об одном выступлении хотелось бы съязвить. Один очень большой начальник высказался, что 15 февраля на Поклонную гору не обязательно приезжать всем ветеранам, достаточно будет, если туда отправятся только руководители делегаций. И уже одной этой репликой начальник показал, насколько он оторвался от действительности.

И в самом деле ведь лет десять назад и он сам, и другие руководители, сидевшие в этом уютном зале, обязательно приезжали к памятнику Воину-интернационалисту, проходили к нему от Вечного огня. Но постепенно с каждым годом ветеранов сюда приезжает всё меньше, равно как и руководителей ветеранских структур. А теперь вот прозвучал призыв и вовсе рядовым «афганцам» не приезжать. Надеюсь, этот призыв останется неуслышанным.

О жилье для ветеранов шла речь. В ответ мы услышали, что государство сегодня не имеет средств для обеспечения всех нуждающихся участников боевых действий жильём.

Знаете, когда я слышу, как нынешние новорусские хают нашу прошлую жизнь… Но ведь жильё строили для простых людей, а не только на продажу, как ныне! В конце концов, без поездки в Египет можно обойтись, но без крыши над головой как?.. Нет, братцы, старая жизнь больше была ориентирована на простого человека! Объявленные государством льготы не были пустой декларацией – они действовали!

…Разными были выступления. Функционеры говорили гладко и выверено. Простые ветераны, особенно из глубинки, призывали сплотиться и единым блоком бороться за свои права, что данные торжества нужно использовать как возможность усиления своих позиций на социальной палитре страны… В общем, всё было как всегда.

Только я в силу своего пессимизма думаю, что ничего у нас уже не может измениться. Пройдёт 25-летие, и опять подёрнется ряской ветеранское движение.