КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ переулок

(Материал для энциклопедического справочника «Дорога к храму»)

(Приведён изначальный текст, который я подготовил для справочника, и который впоследствии был доработан редакторами)

Крестовоздвиженский переулок соединяет улицы Знаменка и Воздвиженка и расположен между Гоголевский бульваром и Староваганьковским переулком; проходит вдоль тыльной стороны здания Министерства обороны России и после пересечения Воздвиженки становится Большим Кисловским переулком. Протяжённость его всего 250 метров. Назван так по располагавшемуся здесь монастырю Воздвижения Честного Креста Господня, что на Острове (Крестовоздвиженскому, а то и просто Воздвиженскому). По общепринятой версии, под «островом» подразумевался уцелевший здесь от порубки клочок леса, принадлежавший обители.

Считается, что монастырь был основан в период царствования Ивана Грозного. Однако имеются летописные свидетельства, что ещё в 1440 году монахи располагавшейся здесь обители участвовали в отражении ордынского набега  и даже отбили большой полон, предназначавшийся для угона в неволю. Как бы то ни было, первое достоверно установленное упоминание о Крестовоздвиженском монастыре относится к 1547 году. В тот год в столице с апреля случилось несколько крупных пожаров. А 20 июня к описываемой обители пришёл известный своими пророчествами Василий Блаженный и горько плакал, глядя на неё. Наутро следующего дня здесь начался самый страшный за год пожар, который уничтожил треть всей Москвы и унёс, по разным данным, от двух до пяти тысяч жизней. Результатом пожара стало мощное восстание городской бедноты… Эти события, как считают историки, во многом повлияли на психику и характер тогда ещё совсем молодого царя Ивана Грозного.

В 1550 году монастырский храм восстановили, а в 1701 году – перестроили.

Когда в начале XVIII века началась перестройка обветшавшего храма, вышло распоряжение Петра I о запрете каменного строительства в Москве, так как все силы и специалисты капитального зодчества были мобилизованы на возведение Петербурга. В результате нижнюю церковь Успенья освятили лишь в 1711 году, а отделку главного храма, Крестовоздвиженского, окончили уже после кончины Петра, в 1726 году. Считается, что первоначально храм замысливался несколько иным, однако за четверть века изменилась мода на архитектурный стиль, в проект внесли изменения, и в результате получилось уникальное строение – увы, не дожившее до наших дней. Главный (верхний) храм был освящён 14 сентября 1728 года; он имел два придела – преподобного Сергия и великомученицы Параскевы. Нижний храм был посвящён Успению Пресвятой богородицы, и имел приделы в честь Марии Магдалины и Николая Чудотворца. Придел был посвящён Николаю в память о храме Николая Чудотворца в Сапожке, после упразднения которого в 1838 году в Крестовоздвиженскую обитель оттуда перенесли иконы и утварь.

Роковым для монастыря стало нашествие Наполеона. В обители расположилась воинская часть французской армии, которая напрочь разорила её. В храме французы устроили конюшню, а чтобы развешивать сбрую, солдаты гвозди вбивали прямо в иконостас… Накануне прихода оккупантов монахи спрятали монастырскую казну, однако французы нашли её и всю подчистую вывезли… После освобождения Москвы было принято решение монастырь не восстанавливать, и от всей обители осталась только церковь, которая теперь имела статус приходской. На территории упразднённого монастыря построили дома, в которых проживали семьи церковнослужителей Успенского собора Московского Кремля.

В 1934 году уникальная по своей архитектуре Крестовоздвиженская церковь была снесена. В 1979 году, когда строили подземный переход под Калининским проспектом (на том его участке, который нынче называется улицей Воздвиженка), был разрыт т.н. «культурный слой» – остатки фундамента, гробы, различные предметы обихода. Без большого риска ошибиться можно предположить, что всё это имело отношение к монастырю, однако исследовать раскопанное не стали, а просто погрузили экскаваторами на самосвалы и вывезли за город.

Остаётся добавить, что в данной церкви венчался замечательный русский писатель, известный под именем Михаил Салтыков-Щедрин (Михаил Салтыков, литературный псевдоним Н. Щедрин).

Как уже говорилось, один из приделов Крестовоздвиженской церкви был освящён в память об упразднённой церкви Николая Чудотворца  в Сапожке. Эта церковь располагалась справа от Кутафьей башни, если смотреть на Кремль (сейчас на этом месте раскинулась площадка, на которой собираются люди перед тем, как пройти контроль, чтобы попасть в Кремль). Называлась так потому, что на храмовой иконе святой Николай Чудотворец изображён в серебряных сапожках. Церковь эта известна с 1470 года, первоначально была посвящена Симеону Святому, а с XVI века – Святителю Николе. Упразднена в 1838 году по повелению Николая I.

Несмотря на то, что сам по себе переулок имеет столь древнюю историю, зданий старинной постройки здесь почти не сохранилось.  Исключением является флигель усадьбы Апраксиных XVIII века, входящий в комплекс более поздних строений дома №2, возведённых на рубеже XIX и ХХ веков. Интерес представляет жилой дом (№4, стр.2) кооператива «Московский почтовик», построенный в 1927 году – дом имеет статус «ценного градообразующего объекта», однако находится в плачевном состоянии.

На территории, где разместилось здание Министерства обороны, некогда стояла усадьба князя Романа Горчакова.  Затем на этом месте были построены жилые дома, в которых в разное время проживали актёр Павел Мочалов, композитор Пётр Чайковский, скульптор Анна Голубкина, другие известные люди.

Остаётся добавить, что в период с 1957 по 1996 годы  переулок носил имя Михаила Янышева – революционера и активного участника Гражданской войны, комиссара, погибшего в бою в 1920 году.

Источники:

Кондратьев И.К. Седая старина Москвы: Исторический обзор и полный указатель её достопримечательностей. – М.: Воениздат, 1996. – 527 с. («Редкая книга»).

Великие правители / ред. группа: Д. Володихин, О. Елисеева, Т. Евсеева. – М.: Мир энциклопедий, 2006. – 444с.: ил. – (Современная энциклопедия).

Перевезенцев С.В. Россия. Великая судьба. – М.: Белый город, 2005, 704 с., илл.

Владимир Большаков. По закону исторического возмездия. – М.: Москва, 1998. – 704 с.