КРУИЗ-2013

День второй. Пункт-3. Город Сортавала

Утром поднялся, как обычно, рано. Тут же вышел на палубу.

Подобные круизы содержат много приятных моментов. И один из них – как раз пробуждение и первая прогулка. И это – каждое утро!

Этот плеск волн, который хорошо слышен и заглушает едва различимый  гул дизелей, этот простор водной глади (или песчаные отмели, или зелёные заросли, или россыпи островов), это отсутствие урбанизации, этот свежий воздух…

На палубе ещё никого нет… Только одинокий матрос уже тягает «машку» – корабельную швабру из множества канатных обрезков. Я с ним здоровался каждое утро. Он мне каждое утро не отвечал. Я не в обиде на тебя, матросик – у меня служба уже состоялась, а у тебя состоится ли… В любом случае, желаю тебе всего самого доброго!

Потому что я был в отпуске, меня ничто не беспокоило, а потому я был добр и покладист.

Я совершал первую из девяти своих ежеутренних прогулок, любовался Ладожским озером, вспоминал всякую всячину, думал о той же всякой всячине, и наслаждался видом, покоем и предвкушением начавшегося круиза.

Из-за далёкого острова поднималось солнышко. На одиноко выпиравшем из озера облизанном волнами валуне упрямо торчала свечка маяка.

Удивительная особенность Ладожского озера заключается в том, что южная часть его намного мельче северной, однако именно на севере оно усеяно многочисленными остовами. И мы плыли именно на север. Постепенно оказавшись в запутанном лабиринте клочков суши, беспорядочно выпиравших из воды и покрытых густыми зарослями деревьев.

Накануне отправления в круиз я через соцсеть «Одноклассники» обратился в небесную канцелярию с просьбой обеспечить на период отпуска хорошую погоду по всему маршруту. Моей просьбе вняли, за что большое спасибо небесам! Рассказывали, что ещё накануне над Ладогой шли дожди, а в день нашего появления хляби небесные закрылись, и установилась ясная, пусть и ветреная погода – с солнечной стороны теплохода жарко, а с теневой пробирал лёгкий бодрящий ветерок.

Наш теплоход пробирался по лабиринту между островами на север, к городку Сортавала.

Сколько мне довелось повидать таких вот небольших городков! Мы как-то привыкли мыслить категориями мегаполисов, в крайнем случае, областных центров. Но сколько же на просторах нашей державы живёт таких вот населённых пунктов, в которых обитает пара-тройка тысяч граждан, которые и существуют-то невесть с каких доходов! Мы в Москве привыкли снимать пенки с жирного нефтяного молока, утекающего за границу. А вот с чего живёт российская глубинка, которой не посчастливилось по части нефтегазовой трубы?.. Вспоминается анекдот про еврея, который имел навар с варёных куриных яиц. Не то же можно сказать и о малых населённых пунктах?

…После завтрака («шведский стол») нас пригласили на «комету», которая причалила к борту в готовности доставить нас на берег – наш «Кронштадт» с трёхметровой осадкой к причальной стенке подойти не мог. И мы отправились на экскурсию.

Нашим гидом стала Елена. Говорила она живо и интересно, приводила любопытные факты… И вообще – за экскурсию ей «пятёрка». Правда, допустила и она некоторую неточность, о котором расскажу в своё время.

Городок Сортавала расположен на северном берегу Ладожского озера. В разное время эти земли принадлежали разным странам – Швеции, Финляндии, России… Причём, каждой стране по несколько раз. И каждый раз с приходом новых хозяев старым приходилось уходить. Такая вот судьба у этих удивительных по красоте земель.

Забавно было слышать, что для Финляндии, которая владела этими землями в период между мировыми войнами ХХ столетия, территория Карелии являлась югом, куда приезжали отдыхать с севера страны.

В городке Сортавала проживает примерно 25 тысяч жителей. Откуда взялось такое название доподлинно неизвестно, тут версий много. По одной из них, якобы оказавшийся здесь царь Пётр увидел нечистую силу и заорал на неё: «Чёрт, вали!», отчего и произошло название Сортавала. Как бы то ни было, когда эти земли входили в состав России, городок назывался Сердоболь. Ну а сейчас, после возвращения его после Великой Отечественной, решили его не переименовывать.

К слову, о Великой Отечественной. В рассказе о событиях 41-44 годов наша обаятельная  экскурсовод Елена, столь эрудированная в других вопросах, показала, что от армии и военных вопросов она далека. Она отметила, что финский автомат «суоми» был слабее нашего «калашникова», но по кучности боя превосходил винтовку. К тому же красноармейцы воевали в чёрных пиджаках на ватине.

В армии сугубо гражданских людей называют «пиджаками». Так что слова о «пиджаках», в которых воевали солдаты, в этом свете приобретают дополнительный, курьёзный, смысл.

Ну а что касается оружия, то сравнивать пистолет-пулемёт времён войны, современный автомат и трёхлинейную винтовку вообще некорректно – это три совершенно разных вида огнестрельного оружия.

Но это так, к слову. Вообще Елена рассказала нам много чего интересного.

Скажем, обратила наше внимание на памятник Рунопевцу, который ассоциируют с образом сказителя эпоса «Калевала». История памятника интересна, и биография человека, образ которого использован в скульптуре, интересна, и легенда, что послушать сказителя собирались даже звери, птицы и рыбы…

Этот камень обязательно должны потрогать приезжие. На счастье...

Скажите, друзья мои: а вы слышали раньше что-то о городе  Сортавала?.. Я когда-то встречал в какой-то книге название Сердоболь. И всё. Когда я уезжал из города, испытывал стыдливую досаду: как же мало мы знаем о родной стране! Как бессовестно, непозволительно мало!!!