ДЕТИ – ПРОТИВ ВОЙНЫ

В Центральном музее Пограничных войск ФСБ России состоялось интересное мероприятие, о котором и пойдёт речь. А именно – Круглый стол «Дети против войны. Радуга цвета хаки». Подготовила и провела мероприятие Светлана Медведева, председатель Философского дискуссионного интеллектуального клуба «Война и мир». О том, что собой представляет Клуб, а также о проводимой им работе рассказывается в официальном документе, который помещу в конце данной публикации.

Началось мероприятие с того, что сотрудники Музея организовали для юных гостей очень интересную и познавательную экскурсию. В залах здесь и в самом деле имеется на что посмотреть!

А сейчас – о том, как проходил «круглый стол», о его участниках и победителях, о том, какие вопросы возникли по мере обсуждения.

(Светлена  Васильевна просила особо подчеркнуть, что мероприятие проводилось совместно с КОС. А партнёры – МДОО и ДДОО).

Итак, в назначенный день в конференц-зале Центрального пограничного музея, что на Яузском бульваре, собрались представители девяти школьных команд ДДОО, участвовавших в конкурсе на лучший плакат под девизом «Дети против войны». В первом ряду сидели члены Экспертного совета, которые должны были оценивать работу школьников и выявить команду-победителя.

Вела мероприятие сама Светлана Медведева. И начала с того, что вручила поэту и исполнителю авторской песни Александру Карпенко медали Константина Симонова.

Ребята в зале заметно волновались – как ни говори, а конкурс есть конкурс, каждому хотелось представить свою школу как можно более достойно.

Приходится констатировать, что выступления команд получились очень неровными по уровню. И дело тут вовсе не в том, что в каком-то учебном заведении нет талантливых ребят, или там отнеслись к делу спустя рукава! Дело в том, что в разных командах по-разному поняли изначальную задачу. Одни команды подготовили целые цельные программы, с исполнением песен и стихов – а другие просто показали привезённые плакаты.

Соответственно, в растерянности оказался и Экспертный совет! Когда люди по-разному оценивают выступления – это нормально. Но вот когда возникает разночтение в том, ЧТО оценивать – собственно плакаты или же выступление в целом… Но в конце концов всё разъяснилось, победителя определили – хотя лично я отдавал предпочтение другой команде.

Как уже говорилось, открыла и вела мероприятие Светлана Медведева. Не будет прегрешением против истины сказать, что своим выступлением Светлана Васильевна задала тон всему мероприятию. Она говорила о нашем долге перед павшими в годы Великой Отечественной, рассказывала о школьных музеях, о той работе, которые проводят ученики по сохранению памяти…

Всё это несомненно правильно, под каждой строчкой готов подписаться каждый из нас! И всё же появились у меня некоторые мысли, которые не во всём совпадали со сказанным.

Мы часто с трибуны говорим о том, что дети должны помнить подвиги дедов, что должны хранить и приумножать… Эти слова настолько въелись в нашу речь, что мы не всегда задумываемся об их глубинном содержании. А если задуматься?..

Наверное, не дети должны помнить. Мы вроде как заставляем, навязываем, принуждаем их. Правильно ли это?.. Не получим ли мы, навязывая тезис «ты должен», обратный эффект – когда в душе ребёнка станет нарастать неприятие навязыванию извне?.. Наверное, задача должна звучать иначе. Это мы, если желаем, чтобы не прерывалась нить памяти нашего народа, должны выработать, воспитать у них, подрастающего поколения, потребность знать и помнить, не забывать о подвигах наших дедов и прадедов.  Не втолковывать «ты должен помнить подвиг деда», а воспитывать потребность «я хочу помнить о своих предках».

Скажете, это я заумствую?.. Быть может, и так, только сдаётся мне, что при подобном подходе эффективность работы педагогов окажется выше.

Светлана Васильевна уже несколько лет проводит акцию «Горжусь своим дедом! Горжусь отцом!». Благороднейшая цель! Суть её состоит в том, что школьникам предлагается заняться изучением истории своей собственной семьи, написать о том, как воевал на фронте его дед или прадед, как служил отец (если, конечно, служил)… Там, где это её начинание поддерживают, там ребята по-настоящему увлечённо пытаются раскопать семейные архивы (в самом широком толковании этого слова), чтобы рассказать другим о своих предках. Разве это не здорово? Разве это не прекрасный воспитательный приём?.. Я, например, жалею, что в своё время, когда я сам ещё учился, рядом не оказалось такого же энтузиаста, чтобы сподвиг нас на то, чтобы записать воспоминания моих дедов о войне!

…После вечера я разговаривал с одним педагогом, рассказал о начинании… «У нас тоже что-то такое пишут на Девятое мая», – равнодушно ответил педагог. И стало ясно, что в данной школе некого прорыва в деле воспитания гордости за своих дедов ожидать не приходится.

С детворой надо уметь разговаривать, это ж целое искусство. С ними требуется найти такой язык, чтобы не скатываться в сюсюканье или в молодёжные жаргонизмы, но в то же время не загромождать речь «коммуникативными связями», «интеллектуальными тренингами» или «межрегиональными проектами». Услышав такие формулировки, молодой человек тут же отключается и улетает мыслями из этого зала далеко-далеко!..

Ох, только не предлагайте мне самому показать, как следует разговаривать с детьми! Я-то как раз понятия не имею!

Всё это я веду вот к чему. Ребята практически всех команд выходили и говорили, в принципе, то, что и должны (именно должны!) были говорить. Конечно, все мы против войны, кто бы спорил! Войны жаждут, как правило, небольшие группки людей, которые, к слову, нередко сами как раз остаются в стороне от полей сражений. А вот гибнут в большинстве своём люди простые, которые лично ничего не имеют против таких же людей, оказавшихся по другую сторону баррикад.

Вот спросите у меня: почему я против войны – и я отвечу, своими словами, как сам это чувствую.

А на мероприятии ребята выходили и в большинстве своём говорили… Ну, как хорошо выученный урок. Там звучали правильные слова, но вот чувства, простые человеческие чувства сквозь эти монолитные блоки проклёвывались не всегда. Особенно это было заметно на одной команде, где голос учительницы звучал в словах каждого выступавшего.

Так и хотелось встать и крикнуть:

- Ребятки, милые, да скажите вы всё это сами, своими словами! Да забудьте вы о нас, о ветеранах, не обращайте внимания на Экспертный совет! Просто скажите: почему вы против войны!..

Но не встал, не выкрикнул – мероприятие текло своим чередом.

…Известно же, что первым выступать на конкурсе всегда не слишком хорошо. Пока дело дойдёт до подведения итогов, члены жюри (в данном случае, Экспертного совета) уже забудут первых, зато сохранят в памяти только что показавших свои таланты.

Однако в данном мероприятии первым как раз оказалось легче. Потому что по мере выступления по каждому начинали выступать с комментариями организаторы. Соответственно, последующие конкурсанты начинали паниковать… Команда, которой предстояло выходить на сцену, жалась в проходе, ожидая окончания дебатов по предыдущему выступлению. Это здорово сбивало их с толку.

Оказавшийся рядом парень растерянно уставился на меня:

- А мы не так готовились, – сказал он, слыша, как обсуждают их предшественников.

- Не робей! – постарался я его подбодрить. – Если что – импровизируй!

- А импровизировать можно? – обрадовался юноша.

А я знаю?.. Впрочем, особых импровизаций  я у него не заметил. Только, кажется, его сама возможность отойти от придуманного текста, успокоила.

…Но это всё случилось позже. А в самом начале, после Светланы Медведевой, выступил Александр Карпенко. Он спел песню «Поговори со мной, трава!». В песне автор сравнивает человека с травой, которую скашивают, выжигают, а она всё равно выживает… Философия!..

Ну а потом выступали команды.

Первой вышла на сцену команда «Анинцы» (ДОО “Впо патриоты России”, московской школы №629). Ребята подошли к вопросу попросту: подготовили плакаты со множеством фотографий и рассказали о своей деятельности.

Затем вышли «России верные сыны» (поскольку в команде большинство составляли девушки, Светлана Васильевна назвала их «России верные дочери»), (ДОО “России верные сыны”, школа №1280). Здесь выступали побоевитее, понапористее, что ли… Что запало в память: ребята рассказали, что провели в школе анкетирование: кто какую книгу прочитал о Великой Отечественной, кто какой фильм смотрел, кто каких полководцев помнит…

Интересным получилось выступление команды «Крылья» (ДОО “Пионеры России”, школы №1143). Здесь прозвучало, в частности, несколько посылов, по каждому из которых можно было бы проводить отдельное обсуждение. «Если не знать прошлого – невозможно понять будущее». «Нужно уметь слушать свою совесть». «Мы рождены, чтобы предотвратить войну». «Храм – это место и способ спасения»… А затем здесь же юноша спел под гитару песню. Что и говорить? Если «когда поют солдаты спокойно дети спят», то когда поют ребята, это всегда трогает…

«Миротворцы» (ДОО “Миротворцы”, школа №688) представили плакаты и слайд-шоу… И всё это было здорово… Но потом педагог, которая привела ребят на мероприятие, вскользь упомянула в частной беседе, что эта школа ухаживает за воинским участком московского Преображенского кладбища – здесь похоронены участники Афганской войны и череды войн на Северном Кавказе. Не знаю, прав ли я, но, наверное, сам этот факт воспитывает детвору едва ли не в большей степени, чем хорошо организованные официальные мероприятия.

Будь моя воля, я бы присудил победу команде «Невоевавшие – о войне» (ДОО “Отряд миротворцев”, школа №1741). И даже ошибку в тексте слайд-шоу простил бы им, даже такую непростительную, как «Россия» через одно «с». И представленный плакат у них был хорош, и всё выступление у них было в стихах! Молодцы, ребята! Мой голос был за вас! (Только очепятку исправьте!).

Однако победителем стала команда «Истоки» (ДОО “Содружество-Альфа”, школа №1392). Ни в коем случае не хочу сказать, что незаслуженно! У них плакат состоял из двух половинок, каждая из которых оставалась самостоятельной: одна «про войну», вторая «за мир». А соединённые они обретали девиз «Люди, выбор – за вами!».

Школу №550 представлял один участник – паренёк по имени Семён Можар. Он продемонстрировал собравшимся приёмы тхэквондо (или как это по-русски пишется).

Команда «Юный патриот» (ДОО “ДОМ”, школа №2071) произвела впечатление в первую очередь изумительным пением солистки. Я, конечно, не знаток, но, судя по всему, у девушки явный талант, и очень хотелось бы, чтобы наша эстрада прирастала такими исполнителями!

Хорошо спела и солистка следующей команды – «Молодёжная волна» (ДОО КИД “Молодёжная волна”). Ребята рассказали, как организовали в своей школе фестиваль Франции, в ходе которого глубоко знакомились с этой страной.

Вот такой прошёл Круглый стол в конференц-зале Центрального пограничного музея.

Было бы неправильно не назвать членов Экспертного совета. Если у кого из команд имеются претензии – знайте нас поимённо!

Светлана Медведева – председатель, организатор и душа мероприятия, председатель Философского дискуссионного интеллектуального клуба «Война и мир». Александр Карпенко – поэт и исполнитель авторской песни, ветеран Афганистана, кавалер ордена Красной Звезды. Вячеслав Каминский – заместитель начальника отдела массовых программ Московского дома общественных организаций. Александра Майстренко – руководитель Дома детских общественных организаций. Раиса Богданова – малолетняя узница фашистских лагерей, награждена медалью «Непокорённые». Лариса Обухова – художника студии Культурного центра Вооружённых сил (она вручала репродукции своих картин участникам вечера). Людмила Михеева – журналист и поэтесса. Сергей Сальников – фотохудожник, участник Афганской войны (при оформлении данного текста использованы и его фотографии). Ну и я. Кроме того, в мероприятии приняли участие члены Координационного совета Международного союза общественных объединений ветеранов (пенсионеров) Пограничной службы СНГ: Валентин Каракулов, Стальбек Асакеев, Александр Кузнецов, Влад Митюсов.

Николай СТАРОДЫМОВ

(Фото мои и Сергея Сальникова)

Философский дискуссионный Клуб Война и Мир

Комитет общественных связей города Москвы

При партнерстве

Московского Дома общественных организаций

Дома детских общественных организаций

ПОЛОЖЕНИЕ

Об интерактивном Круглом Столе

«Дети Мира против Войны»

Москва 2012


  1. 1. Общие положения

Интерактивный Круглый Стол «Дети Мира против Войны» представляет собой регулярную тематическую серию интерактивных мероприятий по детской патриотике с участием детских и взрослых организаций, направленных на военно-патриотическую и гражданско-гуманитарную деятельность по изучению и прославлению истории России и защите интересов Отечества.

Мероприятия Интерактивного Круглого Стола «Дети Мира против Войны»  (Круглый Стол «Дети Мира против Войны») посвящаются каждый раз определенным конкретным темам: Дню Победы, Дню Матери, Дню защитника Отечества, Дню защиты детей, битве под Москвой­. И проводятся в соответствующих форматах: деловые заседания и конференции, семинары и выставки, визиты и мастер-классы, творческие выступления и конкурсы, командообразующие и спортивно-развлекательные игры и т.д.

Круглый Стол «Дети Мира против Войны» развивается в двух направлениях: внутригородской – с участием общественных организаций Москвы; и международный – с участием государственных и общественных организаций столиц мира и побратимов г. Москвы.

Разработка тем, направлений, графика проведений и соответствующих форматов мероприятия строится на плановой основе в соответствии с историческими датами, городскими праздниками, тематическими международными годами, юбилеями событий международного исторического значения.

Круглый Стол «Дети Мира против Войны» организует и проводит Философский дискуссионный Клуб Война и Мир в партнерстве с Комитетом общественных связей г.Москвы, при поддержке Московского дома общественных организаций и Дома детских общественных организаций.

Для разработки творческих идей, организации и руководства Круглым Столом «Дети Мира против Войны» формируются оргкомитет, штаб проведения, пул партнеров и СМИ. Разрабатываются фирменный стиль и дизайн оформления документов, символика сувенирной и наградной продукции, создаются стилевые решения в соответствии с проектом «Дети Мира против Войны» (Семицветная Радуга).

Круглый Стол «Дети Мира против Войны. Радуга цвета хаки», организуемый 28 ноября 2012 – это презентация самой идеи, представление общественности нового формата детской патриотики – «диалогового» режима обсуждения темы взрослыми и детьми, с использованием единых конкретных заданий для участников, результаты которых будут использоваться в реальных проектах г. Москвы.

  1. 2. Цели и задачи Круглого Стола «Дети Мира против Войны»

Цели Круглого Стола «Дети Мира против Войны»:

- развитие чувства приоритета переговорных процессов и дипломатии (в т.ч. и народной дипломатии), в общественных коммуникациях и в международных отношениях.

- грамотная оценка национальной гордости и отстаивание национальных интересов Родины, воспитание чувства сопричастности к историческим победам России, воспитание чувства ответственности за судьбу Отечества.

- воспитание чувства патриотизма и формирование активной гражданской позиции, чувства товарищества и взаимовыручки,  популяризация командных форм проведения коллективного содержательного досуга подростков, готовности каждого гражданина к защите своего Отечества и укрепления обороноспособности страны, пропаганда активного и здорового образа жизни.

Задачи Круглого Стола «Дети Мира против Войны»:

1) популяризация диалоговых форматов проведения совместных мероприятий среди взрослых и детей, организация коммуникаций между поколениями;

2) развитие сопричастности молодежи к принимаемым решениям по историческому осмыслению истории страны, интеграция их в единую цепочку смены поколений;

3) на игровом уровне показать их степень значимости на судьбу Родины, их возможность изменять и улучшать ее;

4) продвижение Круглого Стола «Дети Мира против Войны» как одной из наиболее востребованных, актуальных, содержательных и полезных форм интеллектуальных игр и мероприятий для подростков, молодежи и взрослого населения;

5) развитие интереса к отечественной истории, участие в исследовательских, архивно-поисковых, гуманитарных и культурологических проектах;

6) проведение занятий и соревнований по военно-прикладным дисциплинам, изучение традиций русского воинства, подготовка к службе в армии;

7) организация межкомандного соревновательного взаимодействия подростков, формирование лидерских качеств, командных навыков, чувства товарищества, дружбы и взаимовыручки;

8) организация партнерского взаимодействия детей и взрослых в ходе мероприятий, умения представить и отстаивать свое мнение в диалоге сторон соратников и противников;

9) поиск и разработка новых форм и тематических направлений проведения мероприятий Круглого Стола «Дети Мира против Войны».

3. Условия проведения Круглого Стола «Дети Мира против Войны. Радуга цвета хаки»

Круглый Стол запланирован на 28 ноября 2012 г., в Центральном пограничном музее ФСБ России, по адресу -  Москва, Яузский бульвар, 13  (М. Тургеневская, М. Чистые пруды, М. Китай-город). – http://ps.fsb.ru/history/museum.htm. Вход с торца здания.

Мероприятие пройдет с 15.00 по 18.00 в Конференц- Зале, и помещениях музея.

Будет организована фото- и видео съемка мероприятия. Запланированы экскурсии по музею и памятные парадные фото команд в Зале пограничной Славы.

Проведение Круглого Стола «Дети Мира против Войны. Радуга цвета хаки» будет освещаться в средствах массовой информации.

  1. 4. Участники Круглого Стола «Дети Мира против Войны»

К участию в  Круглом Столе «Дети Мира против Войны. Радуга цвета хаки» приглашаются команды подростков в возрасте от 12 до 16 лет, представляющие детские общественные организации, клубы, школьные кружки и досуговые центры. ДДОО и Клуб Война и Мир приглашают 15 команд- участниц, чья деятельность в их организациях уже связана с историко-патриотическим, гуманитарно-культурологическим, военно-спортивным, церковно-духовным направлением деятельности. Команда формируется в количестве не более 10 человек, восемь детей и двое взрослых. Возглавляет команду один взрослый (тренер, руководитель), который несет персональную ответственность за жизнь и здоровье детей.

Команды должны иметь свой фирменный стиль и отличительные знаки (форму, шевроны, значки, символику и т.д.), название команды, девиз, направление деятельности. Команда без взрослого руководителя к игре не допускается.

Команды готовят творческую мультимедийную презентацию своей деятельности и получают домашнее задание по разработке антивоенных плакатов.

На Круглый Стол приглашаются участники других родственных проектов Клуба Война и Мир: международного Проекта «Горжусь своим Дедом! Горжусь Отцом!», посвященного Великой Победе наших народов в Великой Отечественной войне и Второй мировой; участники памятного проекта «Дети Войны против Войны»; гуманитарного культурологического проекта «Театр антивоенных действий»; Всероссийской акции «Мама, я вернулся!», посвященной воинам-интернационалистам.

На Круглый Стол приглашаются студенты гуманитарных ВУЗов Москвы, пишущие работы по продвижению и связям с общественностью молодежных патриотических проектов.

  1. 5. Задание Круглого Стола «Дети Мира против Войны. Радуга цвета хаки»

Команды готовят мультимедийную презентацию своей команды (организации), где они должны высказаться, как они понимают свое участие в гражданских и воинско- памятных проектах, какие мероприятия им интересны, в чем они хотят участвовать, и что они готовы сами инициировать…Должны представить и доказать значимость их команды для мира, Отечества и Истории.

Домашнее задание для детей по два антивоенных плаката – «Радуга цвета хаки. Вернем радугу детям». Один плакат  – за Мир. Второй – против Войны. Понятие «границы» между ними. Понятие «границы» между Миром и Войной.

Выступления и плакаты – в стиле презентации своей команды, своего фирменного цвета, и его роли в общей радуге.

Команды представляют плакаты в нарисованном виде и в электронном.

На выступление каждой команды дается 5 минут.

6. Порядок проведения Круглого Стола «Дети Мира против Войны. Радуга цвета хаки»

Мероприятие проводится в виде следующих этапов:

  1. Сбор участников.
  2. Регистрация, деление на группы для посещения музейной экспозиции.
  3. Экскурсия.
  4. Фотографирование в Зале пограничной Славы.
  5. Переход в Конференц- Зал
  6. Представление темы. Участников. Домашнего задания. Открытие Круглого Стола.
  7. Выступление гостей и участников Проектов Клуба Война и Мир.
  8. Выступление команд. Презентация деятельности организации и представление плакатов.
  9. Выступление авторов-исполнителей военной песни.

10.  Определение победителей и лауреатов.

11.  Награждение.

12.  Разъезд участников и гостей Круглого Стола.

7. План проведения Круглого Стола «Дети Мира против Войны. Радуга цвета хаки»

14.30. Прибытие в Центральный пограничный музей.

14.30-14.40. Регистрация. Инструктаж.

14.40-15.10. Экскурсия

15.10-15.30. Фотографирование.

15.40 – Торжественное открытие.

15.50-16.05. Выступление гостей. Объяснение заданий.

16.05 – 16.15. Представление Участников (с места, внешний вид, девиз, фирменный стиль и атрибутика) и Экспертный Совет.

16.15-17.30. Соревнования команд.

17.30-17.45. Выступление авторов – исполнителей. Работа жюри.

17.45-18.00. Подведение итогов. Награждение победителей.

8.  Организаторы и  руководство Круглого Стола «Дети Мира против Войны. Радуга цвета хаки»

Для подготовки и проведения Круглого Стола «Дети Мира против Войны. Радуга цвета хаки» создаётся оргкомитет и штаб проведения. Клуб Война и Мир разрабатывает положение Круглого Стола «Дети Мира против Войны. Радуга цвета хаки», план мероприятий по подготовке и проведению игры, обеспечивает её проведение, приглашение гостей и авторов-исполнителей военной песни, организует подведение итогов. КОС Москвы обеспечивает взаимодействие с государственными и общественными структурами, со СМИ.

МДОО и ДДОО формируют команды, принимают заявки, утверждают списки участников, содержание конкурса и критерии оценки, определяют наградной и призовой фонд, обеспечивают форму и стиль церемонии награждения победителей и участников.

Сотрудники музея участвуют в творческой разработке сценария,  организуют хроникальную фото- и видеосъемку, проводят экскурсии, участвуют в Жюри.

По итогам Круглого Стола «Дети Мира против Войны. Радуга цвета хаки» проводится награждение победителей, а лучшие макеты плакатов участвуют в рекламно-патриотических акциях КОС Москвы, Клуба Война и Мир, МДОО и ДДОО.

Заявку для участия в Круглом Столе «Дети Мира против Войны. Радуга цвета хаки» команда должна предоставить до 23 ноября 2012 г. в ДДОО по электронной почте –   ddoo.uvao@mail.ru.

Справки в Клубе Война и Мир: +7 (985) 920-15-51, +7 (499) 253-18-18. Справки в МДОО: +7 (499) 783-07-75

Аккредитация Организаций, СМИ и подача заявок на мероприятия Клуба Война и Мир проводится по E-mail: -   WARandPEACEclub@yandex.ru

Оригинал заявки, заверенный руководителем организации, сдается при регистрации команды перед игрой. Команда, пришедшая без оригинала заявки или не подавшая заявку до установленного времени не регистрируется, и к участию в Круглом Столе «Дети Мира против Войны. Радуга цвета хаки» не допускается.

  1. 9. Критерии оценки, определение победителей

Победителями в Круглом Столе «Дети Мира против Войны. Радуга цвета хаки» становятся три команды, набравшие наибольшее количество баллов по итогам представления команд, презентации деятельности и конкурса плакатов.

За нарушения, связанные с некорректным поведением, с нарушением дисциплины при проведении соревнований, команда снимается с участия. Решение об этом оформляется протоколом.

10. Награждение победителей конкурсов и участников Круглого Стола «Дети Мира против Войны»

По итогам соревнований  Экспертный Совет  определяет победителей  и лауреатов, и  проводит награждение победителей.

Команды за участие в игре награждаются сертификатами МДОО, Почетными грамотами ДДОО, дипломами и памятными сувенирами.

Кроме призовых мест, оргкомитет может устанавливать также дополнительные памятные призы,  призы спецноминаций и симпатий зрителей.