ХИЛОК:

МУЗЕЙ И ДИРЕКТОР МУЗЕЯ ВЛАДИМИР ПЕТРОВ

Скоро сказка сказывается, да попробуй время отыскать, чтобы её записать!

Время утекает стремительно, и не удержишь его… И путешествие по Забайкалью отодвигается в прошлое всё дальше, и уже заволакивается дымкой, в которой скрадываются какие-то детали, и остаётся в памяти только самое яркое, сочное, что забыть вовсе уж трудно.

К таковым ярким воспоминаниям относится и посещение музея города Хилок.

Всякий раз, когда я бываю в таких вот музеях, думаю об одном и том же: а что здесь было бы, не окажись в качестве движителя подлинного энтузиаста своего дела?.. Ведь существуют они, музеи, как правило, именно благодаря тому, что есть некто, кто взвалил на себя ношу сию, и несёт её, а точнее волочит за собой этот тяжкий воз…

Наверное, мы и видим только те музеи… Нет, не так. Наверное, только в тех населённых пунктах и есть такие вот музеи, где находятся энтузиасты, влюблённые в свой край. А где нет краеведа (не по должности, а по душе), там и показывать нечего.

Городку Хилок в этом отношении повезло. Здесь такой человек нашёлся. Его зовут Владимир Фёдорович Петров.

Понравился мне этот экспонат

Он рассказал нам о городе и крае очень много интересного. О геологии, о доисторических культурах, об аномальных зонах, о полезных ископаемых, о загадках этих мест…

Я остановлюсь только на парочке моментов из его рассказа.

В частности, расскажу о резьбе, которая украшает окна сельских домов. Ну, не сами окна, понятно – наличники.

Оказывается, и я этого не знал, традиционно узор вокруг окошка в первую очередь служил не украшением его, а имел значение оберега. Владимир Фёдорович поведал о значении  тех или иных символов – и перед нами раскрывался словно новый мир, о котором я лично даже не догадывался!

Более того, позднее я сделал для себя один вывод, о котором наш гид не упоминал, и потому я не считаю его бесспорным.

Итак, по верованиям наших далёких предков, мир подразделялся на три слоя – Верхний (там обитают боги и вообще высшие силы), Среднего, т.е. мира людей, и Нижнего, обиталища всевозможной нечисти и нежити. Об этом многие  знают. Но вот дальше и начинается самое интересное.

Оказывается, традиционно вокруг окошка символически отображалась эта картина мира. Над окном помещались символ Солнца и напоминающие капельки густо вырезанные узоры – это символическое моление к Высшему миру о ниспослании дождя и вообще благоприятной для селянина погоды. Там изображение богини, которая общается с двумя птицами…

Уже после командировки в некой познавательной программе по телевидению я услышал словно продолжение этого рассказа. Там исследователь какого-то захоронения обращал внимание на аналогичный сюжет, изображённый на женской подвеске: богиня Верхнего мира общается с двумя птицами. И тот исследователь уточнил, что в русской мифологии они сохранились как птица Феникс и Жар-птица… Ну что ж, выходит корни верований уходят вообще в неведомую даль веков.

Но вернёмся в музей города Хилок.

Боковое оформление окошка относится к миру живых… И я к этому ещё вернусь.

А вот ниже вырезаны украшения, символизирующие Нижний мир – в частности, имеется там изображение подземного дракона, ну и прочей нежити.

Так вот, я и подумал. Сам факт, что на ночь запирали ставни, если принять эту символику, обретает совершенно новое значение. Если символом Верхнего мира является Солнце и Свет, то Нижнего – Тьма и Ночь. Таким образом, ставни запирались не от завидущего ока соседей, не от лихих людей (хотя и от них тоже, несомненно), но в первую очередь ставни служили преградой для ночной нежити, дабы она не проникала в миры живых.

Друзья мои, вы представляете, сколько мифических, символических, философских мыслей, домыслов, фантазий, сюжетов вскипает в душе (или в голове), когда представляешь себе обычное окно со ставенками с вырезанным сердечком в стене сельской избы вот в таком значении, как описано выше?..

Минувшим летом мы с супругой путешествовали на теплоходе. И в частности, побывали в Городце. Там сохранилось много старых деревянных домов, окна которых украшены резными наличниками. И экскурсовод подробно рассказывала о том, какая существует резьба – речь шла о технической стороне вопроса. А я пожалел, что тогда, летом, не знал ещё того, что рассказал директор хилокского музея. Мне было бы куда интереснее рассматривать резьбу как таковую.

И ещё такой вот экспонат

(На этом месте я поместил рассказ о погибшем в годы войны самолёте, и о судьбе останков членов экипажа… Но, как оказалось, изложил ту историю не совсем верно. Потому счёл за благо фрагмент удалить).

Ну и ещё о музее.

Дело в том, что посёлок Хилок возник на железной дороге и для её обслуживания. Соответственно, и в музее этой тематике отведено местечко.

В частности, здесь собрана коллекция железнодорожных  фонарей.

То, что я рассказал – это лишь мизерная часть того, о чём нам рассказал Владимир Петров, человек, отдающий музею всю свою душу. Это не красивые слова – такое отношение к делу невозможно ни скрыть, ни подделать.