«ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ» В «ЯМЕ»

и «КАПИТАН РЫБНИКОВ» В «ПОЕДИНКЕ»

Давно я не получал такого удовольствия от экранизации литературной классики, как сериал по произведениям Александра Куприна. Даже несмотря на то, показ фильма затягивался для меня поздненько, обязательно смотрел до конца.

Удача авторов, несомненная удача. И дух эпохи передан замечательно, и игра актёров хороша…

Вообще, надо сказать, что поняв, что сериал будет представлять собой эклектическое переплетение целого ряда произведений, я немного насторожился. Всё же рассказ – есть рассказ, это некое цельное произведение; если сплести несколько рассказов вместе, ещё неведомо, что получится.

Однако опасения оказались напрасными – создатели блестяще справились с поставленной задачей. Что-то мне и не понравилось, однако в целом – замечательно.

…Я где-то читал, что когда Куприн после революции оказался в Париже, от него «белая» эмиграция отвернулась. Многие считали, что своими произведениями, и в первую очередь повестью «Поединок», Александр Иванович внёс свою лепту в разрушение Российской империи.

Вопрос о том, в какой степени литература и искусство могут влиять на объективный ход истории, слишком философский. Произведения отражают действительность, в этом сомнения нет. Даже фантастика, даже сказки, даже какой-то вовсе уж никому непонятный сюр – всё это является овеществлением если не реалий бытия, то во всяком случае части его духа. Ну и соответственно, все произведения в совокупности не могут не оказывать воздействия на читательскую аудиторию в целом, и, соответственно, на общество.

Впрочем, вернёмся к реализму.

Писатель – человек, он пишет на основании своего видения действительности. Об одном и том же событии каждый хронограф сообщит по-разному. Читатель – также человек. При прочтении произведения он может воспринять версию автора или отринуть её. Если отношение к событию читателя совпадает с авторской позицией, он восхищается правдивостью произведения, если же не совпадает, мы говорим об очернительстве действительности.

Между тем, автор просто описывает некое событие так, как он сам его видит! И делится мыслями, которые у него родились по поводу описываемого.

В общем-то, каждый автор, когда пишет нечто, так или иначе старается донести до читателя свою правду. Наверное, есть такие, кто сознательно творят во имя зла. Но уж кто-кто, а Куприн искренне хотел, чтобы его творчество способствовало улучшению России. А оно на деле вон как вышло – вместе с пороками, на которые он указывал, разрушили всю Россию. И на место пороков, с которыми он старался бороться, пришли другие пороки, о которых он и помышлять не мог!

События сериала происходят в неких захолустных городках России. Такие у нас имелись в царские времена, не сумела их изжить Советская власть, и ох как много их сейчас… Жители столиц и мегаполисов видят такие населённые пункты по большей части в окна поездов, когда проезжают мимо.

Но ведь такие городки – это не просто абстрактная картинка за окном, и люди, которые ходят по грязным улочкам – не безликие статисты из массовки.

Мы видим «Яму». То есть дом, в котором сосредоточено какое-то количество особей женского пола, которые предназначены для удовлетворения мужской похоти. Но благодаря Куприну, и создателям сериала, эти особи перестают быть для нас просто функциями, они превращаются в людей, в женщин, среди которых царят очень непростые отношения, кипят нешуточные страсти…

Мы видим пехотный полк, в котором каждый по-своему борется с всеподавляющей скукой, засасывающей все в своё болото…

Как-то мне довелось обсуждать повесть «Поединок». Мой собеседник, военный, что-то говорил о серости гарнизонной жизни, которая загубила прекрасного человека, о том, что и люди там серые…

Так случилось, что я значительную часть своей службы провёл тоже в гарнизонах. И видел аналогичную гарнизонную жизнь воочию, даже был её участником.  Можно возразить, что нынче провинция не та, что век назад. Согласен. Но только ведь и столичные соблазны тоже иные! Да и потом, человек по натуре своей изменился далеко не так кардинально, как техника и вообще окружающая действительность.

Так вот. Возразил я своему собеседнику вот что.

А ты бы хотел иметь в подчинении такого вот офицера, как Ромашов?.. Заметим, к слову, что в фильме он чуточку приукрашен относительно книги… Он опаздывает на построения, выписал газету, но не читает её… Николаев упорно занимается, готовится в академию, а Ромашов только грезит…

Я ещё продолжу размышления о фильме.