Владимир ГУСЕВ:

«ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА НЕСЕТ В СЕБЕ ЕДИНСТВО ДУХА И ДОЛГА В БЛАГОРОДНОМ ГЕРОЕ»

Наша справка.

ГУСЕВ Владимир Иванович – доктор филологических наук, руководитель Московской городской организации Союза писателей России. Лауреат ряда российских и международных литературных премий.

- Уважаемый Владимир Иванович! Армия и литература – насколько, на ваш взгляд, взаимосвязаны эти понятия?

- В России военная литература всегда была в чести. Достаточно сказать, что абсолютное большинство наиболее известных литераторов страны были связаны с армией. Более того, русская литература как таковая начинается со «Слова о полку Игореве» – куда уж более наглядный пример!

И это вполне закономерно. Издревле наше государство развивалось при постоянном наличии внешней опасности. В этих условиях уважение к защитнику Отечества в наших людях всасывалось с молоком матери. Соответственно, образ воина всегда воспевался в русском творчестве.

Назову лишь несколько имён. Гавриил Державин, Михаил Лермонтов, Лев Толстой, Александр Бестужев-Марлинский, Денис Давыдов, Дмитрий Фурманов, Владимир Карпов… Все они воители. И все они писали о воителях.

А вспомним великого Пушкина. Сам он не служил в армии, однако всё его творчество пронизано уважением к русскому воинству.

Со старшими мы братьями прощались

И в сень наук с досадой возвращались,

Завидуя тому, кто умирать

Шёл мимо нас…

Военная литература несёт в себе единство духа и долга в благородном герое. Так было всегда, так остаётся и поныне.

- А что вы можете сказать о современных писателях в погонах?

- Московская писательская организация с глубоким уважением относится к творчеству современных военных писателей. В 2008 году мы приняли самое активное участие в проведении Всеармейского совещания военных писателей, которое состоялось впервые в нашей новейшей истории – предыдущий форму военных литераторов состоялся ещё в советские времена.

Могу назвать имена некоторых авторов – наших современников, пишущих на тему нашей армии, о её проблемах, о подвигах, совершаемых солдатами в наши дни. Это рязанский писатель Александр Тамоников (написал 32 романа), это Любовь Рябикина, Андрей Дымов, Александр Торопцев, Виктор Верстаков, Сергей Тютюнник, Константин Полупанов (молодой ещё лейтенант, но подаёт большие надежды), Александр Савицкий, Владимир Шаров, Валерий Жукин… И этот список можно продолжать.

Нельзя обойти молчанием многогранную и плодотворную деятельность, которую ведёт Владимир Силкин. Полковник запаса, он возглавляет Военно-художественную студию писателей, является членом Правления Московской писательской организации. И он талантливый поэт.

Именно благодаря этим людям жива и будет жить российская военная литература.

- Но чем-то же она отличается от военной литературы прошлого?..

- Несомненно. В современных условиях военному писателю творить куда труднее, чем было литераторам старшего поколения.  В годы Великой Отечественной войны проблем в определении кто есть кто не возникало: вот свой – вот враг. Сейчас ситуация в значительной степени трансформировалась. Нынешнему автору приходится поднимать совершенно иные вопросы. Как определиться в череде конфликтов на Северном Кавказе – кто свой, а кто чужой? Кто разберёт – кто прав, а кто виноват?.. Наш современник, оказавшийся в «горячей точке», неизбежно задаётся этим вопросом. Соответственно, и в военной литературе постоянно присутствует этот драматический фактор. Нынешняя война, как бы это выразится, не несёт в себе той цельности, что Великая Отечественная. Сегодня она чаще всего идёт между своими: своими как таковыми – и бывшими своими, своими-отчуждёнными. И эту двойственность не может обойти мастер художественного слова.

Соответственно, накал напряжённости в военном творчестве имеет иной вектор, чем полвека, даже четверть века назад. У фронтовика Второй мировой никто не спрашивал, какая нелёгкая занесла его на поля сражений. А у ветеранов молодого поколения этот нравственный вопрос возникает постоянно. «Горячая точка», вспыхнувшая на территории своей страны, порождает у него слишком много противоречивых мыслей и чувств. Да и общество наше нередко бросает в него камень осуждения за эти локальные войны.

Особая тема – возвращение человека с войны, его адаптация в мирной жизни. Когда он видит, что в то время, как он выполнял приказ Родины, его «откосивший» от службы сверстник занимался… Да чем угодно: криминалом, бизнесом, прожиганием жизни!..

И поневоле вчерашний солдат задаётся вопросом: правильно ли он поступил, отправляясь на войну.

Эту-то психологическую проблему и призван решать нынешний военный литератор. А как её решить? Задача невероятно трудная.

- Но как-то же она решается?..

- А тут нового придумывать ничего не надо. Современные военные писатели являются верными продолжателями традиций классической русской литературы. Испокон веков она была пронизана идеями мужества и благородства. Наши воители-герои неизменно являются носителями высокой нравственности. Взять даже такой пример, как образы Рощина и Телегина из романа «Хождение по мукам» Алексея Толстого. Это очень разные люди, стоящие на разных идеологических платформах. Однако обоих их отличает нравственное начало. Даже Печорин, человек, казалось бы, сомнительных достоинств, но и он отличается теми же качествами – мужеством и благородством.

Тем же критериям стремятся следовать и авторы современные.

Да, в современных условиях  труднее следовать этим критериям. Но стремление к этому присутствует в абсолютном большинстве произведений современных военных писателей.

Пользуясь случаем, поздравляю членов Организации «БОЕВОЕ БРАТСТВО» и всех ветеранов страны со знаменательными датами: Днём памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества и Днём защитника Отечества. А военных литераторов – с приближающимся Международным днём писателя.

Подготовил Николай СТАРОДЫМОВ

(2010 год)