О СТАЛИНГРАДСКОЙ БИТВЕ – КОРОТКО

Окружение и ход уничтожения группировки Паулюса в нашей литературе описаны довольно подробно. Однако нелишне было бы акцентировать внимание на том, насколько изменилось за полгода соотношение сил на Сталинградском направлении. По численности войск и количеству самолетов был примерный паритет – превосходство Красной армии было незначительным. Зато по артиллерии мы превосходили врага в полтора раза, по танкам более чем в два. За это – низкий поклон тылу!

23 ноября кольцо вокруг группировки Паулюса замкнулось. Не вызывает сомнения факт, что поначалу никто из гитлеровского руководства не мог предвидеть размера катастрофы. Паулюс получил команду продолжать штурм Сталинграда, а на прорыв кольца были брошены танковые группировки генералов Германа Гота и Эриха фон Манштейна – операция носила названия «Зимняя гроза» и «Удар грома» и началась она 12 декабря. Однако столь громкие названия не помогли – танковые клинья увязли, не дойдя полусотни километров до окруженных. Причиной стал следующий этап советского наступления – в сторону Ростова-на-Дону. Если бы задача-максимум была выполнена, в «котле» оказались бы и войска, рвавшиеся к бакинской нефти, что сделало бы для Германии катастрофу еще более страшной. Советское наступление было остановлено ударом во фланг танковыми дивизиями Манштейна, однако и о вызволении из окружения группировки Паулюса речи уже не шло. 22 декабря Гитлер приказал операцию прекратить. С Северного Кавказа спешно отводились войска, еще вчера рвавшиеся к Каспию и установившие флаг со свастикой на вершине седого Эльбруса. Окруженные теперь были попросту обречены.

И вновь цифры и факты. Пунктуальные немцы 8 декабря скрупулезно определили паек для попавших в окружение войск. Список подробно перечислял причитающееся солдату довольствие: 200 граммов хлеба, 120 граммов свежего мяса – и так вплоть до трех сигарет или одной сигары в сутки. Однако уже к 26-му запасы окруженных закончились. Обеспечение группировки всем необходимым было возложено на люфтваффе и лично на Геринга. Однако гитлеровская авиация уже не имела подавляющего преимущества в небе. Вмешивался и погодный фактор. В результате из 300 тонн грузов в «котел» попадало только 95! Причем, далеко не весь этот груз был столь уж необходим голодным и завшивевшим солдатам вермахта. На прорвавшихся в «котел» «юнкерсах» доставлялись подворотнички, кровельный толь; а как-то на двух «транспортниках» привезли четыре тонны майорана и перца! В результате уже 17 декабря появились первые доклады о смертях от голода. В землянках обозленные солдаты вешали фотографии Геринга с вырезанной из газеты фразой: «Со снабжением дела будут идти все лучше!». В доставляемых из «котла» письмах, осевших в закромах цензуры, сквозит полная безысходность. В них отчаявшиеся солдаты кощунствуют против Бога, освобождают от клятв любимых женщин, ругают Гитлера и генералов, рассказывают о счастье, которое испытывали, найдя замерзшую лошадь…

О военном и политическом значении Сталинградской битвы сказано и написано немало. Напомним о некоторых фактах буквально в нескольких словах. Всего в Сталинградской битве гитлеровцы и их союзники потеряли полтора миллиона человек – четвертую часть всего личного состава, воевавшего на Восточном фронте. В советском плену оказалось 108 тысяч военнослужащих, среди которых 2,5 тысячи офицеров и 24 генерала. По немецким данным в 1956 году в Германию вернулось только 6 тысяч участников Сталинградской битвы. Непоправимый урон понесли люфтваффе – по официальным данным немецких историков было потеряно 495 самолетов (в частности, был уничтожен каждый второй транспортный самолет), убито или пропали без вести около 1000 летчиков и 7223 наземного персонала. По советским данным гитлеровцы потеряли до двух тысяч танков и три тысячи самолетов. Наши потери, опять же, по советским данным, составили 1,1 миллион человек, 4341 танк, 2769 самолетов. Впрочем, оговоримся сразу: скорее всего, реальные потери отличаются и от тех данных, и от других. Просто констатируем: потери были ужасающими с обеих сторон.

Что касается самого Сталинграда, то он являл собой сплошные руины. Из 600 тысяч человек, которые тут жили к лету 1942 года, погибли, были расстреляны гитлеровцами и угнаны в рабство более 110 тысяч (немецкие данные). Эвакуировано на левый берег 120 тысяч (советские данные). В городе к моменту окончания сражения осталось около 30 тысяч мирных граждан. Подводит математика? Логика подсказывает, что число уцелевших сталинградцев примерно верно, число эвакуированных тоже – какой-никакой учет их велся, хотя бы по количеству сутодач и примерной вместимости плавсредств. Следовательно, лукавят гитлеровские источники – более полумиллиона мирных людей стали жертвами этой бойни только в самом городе. Остается добавить, что от 42 тысяч домов в городе остались только фундаменты.

(Более подробно о событиях того времени рассказывается в материалах, уже повещённых на сайте – достаточно в поисковой строке сайта набрать запрос – 1942, например)