ПОДДЕРЖИМ ЛИТЕРАТУРУ В ГОД ЛИТЕРАТУРЫ!

Современной литературе нужны: Фонд поддержки авторов и профессиональные принципиальные эксперты, его распределяющие

Как я уже писал, в Государственной думе России прошёл «круглый стол» «Законодательные и социальные инициативы в поддержку авторов художественной литературы». Организовали мероприятие Социальная платформа партии «Единая Россия», и лично заместитель Председателя Госдумы, Координатор Социальной платформы Сергей Железняк.

Подробнее о мероприятии я ещё постараюсь рассказать. А пока – коротко тезисы моего выступления. Впрочем, само выступление у меня было предельно коротким, так что рассказ о нём займёт и то больше места.

Как и всё в нашем мире, есть нечто общеизвестное и «раскрученное», а есть вопросы, не пользующиеся особой информационной поддержкой. Это касается и праздников. Так вот, мероприятие проходило 3 марта, в Международный день писателя. А об этом до моего выступления никто и не вспомнил. Так что начал я с того, что поздравил собравшихся с профессиональным праздником.

Сначала расскажу об одном факте моей биографии. Лет пять назад, будучи в поисках работы, я в течение двух месяцев потрудился в Военно-художественной студии писателей, которую полтора десятилетия назад создал и бессменно руководит Владимир Силкин. И мне поручили разобрать… Нет, начну с другого боку.

Итак, в России имеется множество военных гарнизонов. В этих городках проживают самые разные люди. В том числе и те, у кого звенит в душе творческая струнка. В частности, люди, которые пишут стихи и прозу.

Но человек творческий очень хочет, чтобы написанное им кто-то прочитал. И есть где-то далеко-предалеко Москва, в которой выходят журналы, в которой действуют творческие союзы, в которой творческая жизнь буквально кипит. А ещё есть в Москве Культурный центр Вооружённых сил (бывш. ЦДСА), в котором работает ВХСП, которую создал и возглавляет Владимир Силкин.

И вот из множества дальних гарнизонов нескончаемым потоком идут на Суворовскую,2 пакеты. А в пакетах – книги и брошюры, диски и просто распечатки… Авторы из далёких гарнизонов хотят, чтобы их прочитали, они мечтают, чтобы эти работы были где-то опубликованы в центральных СМИ, они очень надеются, что что-то настолько понравится организаторам, что будет номинировано на конкурс им. Суворова… Да что там мусолить тему! Авторы из богом забытых гарнизонов надеются на то, что их творчество оценит далёкая Москва.

Но штат-то в Студии просто смехотворный! И оклады тут буквально символические. И нет здесь ни одного сотрудника, который бы где-то не работал и потому имел бы возможность полностью отдаваться Студии…

Действительность такова, что в заслуживающей того степени оценить творчество гарнизонных авторов очень и очень трудно.

Не скрою: когда я увидел, сколько неразобранных писем скопилось в шкафу одного из кабинетов на самом верхнем этаже Культурного центра, мне стало не по себе. Я сам большую часть службы провёл именно в отдалённых гарнизонах, и не понаслышке знаю, каково это: отправить своё творение в Москву и ждать ответа. Но в те годы действовали советские законы, когда на каждое письмо обязательно следовало ответить, и данное требование подкреплялось соответствующими штатами и отработанным механизмом. Но сейчас-то этого нет! Деятельность ВХСП в значительной степени зиждется исключительно на энтузиазме её сочленов. Которых, как уже сказано выше, буквально единицы.

…Так вот. В своём выступлении на «круглом столе» я говорил о том, что в поддержке нуждаются в первую очередь авторы из провинции. Мы здесь, в Москве, да и в каких-то крупных городах, ещё как-то можем пробиться, здесь выходят какие-то литературные журналы, тут есть литературные объединения… Творческий человек, проживающий где-то в Тьмутаракани, просто не имеет шансов прорваться со своими произведениями к широкому кругу читателей.

Исключения, конечно, случаются. Как в одну сторону, так и в другую: и кто-то из глубинки может добиться популярности, и коренной москвич может остаться неизвестным… Но мы речь ведём о правиле, а не об исключении.

А отсюда и вывод. Отечественная литература нуждается в неком механизме, который бы поддерживал рядового автора. Скажем, должен существовать некий фонд…

Вот представим себе картину. Есть группа принципиальных экспертов, которые читают присылаемые произведения. Оценивают с полной беспристрастностью  с точки зрения значимости для Отечества: это полезно, нравственно, позитивно, достойно – а вот это не представляет для нашего общества ценности. То есть определяют: это достойно субсидирования, а это, пардон, нет… И оценённое произведение издаётся за счёт Фонда, да и гонорар автору…

Только ведь живём мы в реальном мире. И помним знаменитое грибоедовское: «Ну как не порадеть родному человечку?»… И как-то тускнеет в воображении образ той самой беспристрастной комиссии. Да и потом: что есть польза для Отечества?.. Тут ведь у каждого своё представление…

И всё же некий механизм поддержки авторов необходимо создавать. Потому что нынешняя система, когда абсолютно всё в издательском бизнесе определяет Его Величество  Рынок, это вовсе уж неправильно.

Ну и ещё один вопрос я затронул. Хотя, вспоминая своё выступление, должен отметить, что, похоже, изложил эту мысль не слишком чётко.

В настоящее время книги бумажные всё активнее оттесняются на обочину всевозможными гаджетами. В этих условиях следует подумать, как поддержать материально авторов вне зависимости от того, вышла книга в бумажном варианте или только в электронном. Фонд нужен, фонд, и механизм его по возможности объективного функционирования!

Ну и мысль, которую я не озвучил, но она, на мой взгляд, подразумевается сама собой. Хотя и повторить её будет нелишне.

Главная беда нынешней ситуации в книжном мире состоит в том, что катастрофически снижается уровень собственно литературы. В интернет легко и просто слить любую галиматью. Низкопробное чтиво воспитывает молодёжь, а механизма воспитания художественного вкуса просто не существует.

Недавно от одного поэта я услышал фразу, что как правильно написать, «ни» или «не» – это не так важно, главное, чтобы было (и он повёл речь о внутреннем содержании произведения, о его душе и т.д.). Ещё один мой знакомый прозаик нашёл спонсора и штампует по пять книжек в год, но они написаны просто вопиюще безграмотно. А о нецензурных выражениях в книгах сегодня говорят все – и удивительно, насколько много «деятелей культуры» их одобряют.

Казалось бы, заслоном этому валу и должна бы стать высокая литература. Но только она-то как и не имеет должной поддержки…

Вот примерно об этом я и выступил на «круглом столе».